Как, имея только свидетельство о рождении дочки героя, через список подворового обхода военкомата, раскопать историю пропавшего без вести? В новой статье волонтёр Боевой славы Александр Шишенин делится историей исследования боевого пути своего родственника, пропавшего без вести в хаосе боёв весны 1942-го.
Всем привет, это моя вторая статья из серии «Простые личные истории». Интересна она тем, что в этом поиске естественным образом оказались собраны основные грабли, с которыми может столкнуться каждый при поиске информации по родственнику.
Началось всё с простого запроса: найти героя по свидетельству о рождении его дочки. Ещё были фотографии героя в профиль и на тракторе. Изначально казалось, что трактор – это главная зацепка, так как трактористов часто призывали танкистами или механиками-водителями.
Но всё же свидетельство о рождении давало основную информацию. Было известно полное ФИО героя и место рождения дочки. Важно, что это был 1940-й год, что давало надежду, что место призыва будет топонимически совпадать с местом рождения, всё же разница всего в один год с началом войны.
Фамилия казалась достаточно редкой – Лагоша, что давало надежды на простой поиск, но нет.
Совпадений по фамилии не было совсем. Сразу уточню, что поиск я осуществлял перед Днём Победы, а в это время сайт «Памяти народа» испытывает повышенную нагрузку, и, по слухам, на это время отключают поиск с опечатками. Я не могу на 100% утверждать, что это действительно так работает, но, как айтишник, я понимаю логику подобного решения, поэтому не могу сказать, что это точно не так. В целом, из этого следует совет: вести поиск не в майские праздники.
Прим. ред.: трудности и перебои в работе с онлайн-архивами Министерства Обороны - дополнительная мотивация искать своих героев #НеТолько9Мая
Но перейдём к тому, как удалось превозмочь первую неудачу. Дело в том, что мою фамилию Шишенин как только не коверкают, поэтому проверять на опечатки я привык. Как проще всего найти вариации написания фамилии? Правильно, вбить её в Яндекс. Там я встретил вариант написания – Лагошин.
Когда я заменил фамилию в поиске, ситуация улучшилась. В первой строке система сразу выдала человека с нужным ФИО. Место призыва - Кокчетавская область - частично совпадало с топонимикой из свидетельства о рождении. Конечно, в одном районе могут быть два полных тёзки, но это уже что-то. Далее надо было разобраться в документе, чтобы проверить достоверность. Это оказался документ со списком пропавших без вести.
И здесь снова пригодилось свидетельство о рождении, ведь там есть полное ФИО супруги (Лагошина Екатерина Ивановна), а в списках пропавших без вести указывается ближайший родственник, то есть для взрослого семейного мужчины это супруга. ФИО полностью совпало с поправкой на опечатку в фамилии (Лагоша). С одной стороны, это странно, что идентичная ошибка допущена у обоих супругов, а с другой, логично, что машинистка решила набрать одинаково, но к этому мы ещё вернёмся.
Далее встал вопрос, а где, собственно, герой погиб? В оцифровке был указан 661-й стрелковый полк.
Начав разбирать путь этого полка, я столкнулся с нестыковками. На rkka.wiki я нашёл, что 661-й стрелковый полк (661 сп) входил в 200-ю стрелковую дивизию (200 сд), которая была частью 5-й Армии. Этот полк воевал в 1941-м на Юго-Западном фронте, но после сентября 41-го и до января 42-го он исчез вместе с дивизией и армией. В январе они были приписаны уже к Уральскому округу, где проходили второе формирование. В феврале они были в тылу, и каким образом человек мог там пропасть без вести, было непонятно. Моей единственной гипотезой было, что он мог пропасть без вести ещё осенью 1941-го, а посчитали его только в феврале 1942-го. Это не то чтобы совсем невозможно, ведь под Киевом действительно крупные части РККА попали в окружение, но всё же это было странно.
Я закинул результаты своих поисков в сообщество «Боевая слава», и через некоторое время Борис Изюмов подсказал мне, где проблема. Дело в ошибке оцифровки. Она, кстати, встречается достаточно часто, поэтому имеет смысл всегда глазами смотреть документы.
Здесь можно рассмотреть, что номер полка на самом деле 651 и приписан он был к 14-й дивизии. Вбив это в поиск частей на «Памяти народа», я получил нужную страницу.
Как видно, в виде "651 стр. полк 14 див." полк существовал недолго, всего с 23 по 31 января 1942 года. До этого 651 сп был частью 96-й стрелковой дивизии, а потом вскоре после переформирования 96 сд в 14-ю гвардейскую стрелковую дивизию был преобразован в 41-й гвардейский стрелковый полк. Эта путаница с номерами связана с тем, что у гвардейцев отдельная индексация частей, поэтому сначала статус гвардейской получила дивизия, а потом уже полки. В результате отследить путь именно полка нет возможности, но если склеить историю дивизий с учётом переформирования, получается полная картина.
Что ещё важно отметить, перед тем как переходить к картам. Всего за время ВОВ статус гвардии получило всего 129 стрелковых дивизий. И получить 14-ый гвардейский номер - это действительно выдающееся достижение, особенно учитывая тяжелейшие условия боёв в 1941-ом году. Это можно сравнить с попаданием в верхние 5% рейтинга лучших из лучших. Можно гордиться тем, что герой статьи имел отношение к событиям, за которые дивизия получила статус гвардейской, а следовательно, это частично и его заслуга.
В наше время принцип смены нумерации при присвоении гвардии отменили. Сейчас к именованию воинской части просто добавляют наименование "гвардейская". Но для времён ВОВ, 14-ый гвардейский номер по праву был символом, которым гордились.
Но вернёмся к картам. По 651-ому полку доступны исторические карты. Вот та, что нас интересует - ноябрь 41-го.
96-я стрелковая дивизия отступала с Запорожья к Луганску, где оказалась в ноябре 1941-го.
Здесь можно увидеть 96-ю дивизию и 651-й стрелковый полк, но на таком приближении нет возможности понять, что это за район. Если немного отдалиться от карты, то можно увидеть населённый пункт Красный Луч.
Прим. ред.: в посёлке Красный Луч был позднее создан прекрасный, существующий по сей день Краснолучский музей боевой славы на реке Миус
На этом история 96 сд на картах заканчивается, поскольку она переименуется в 14-ую гвардейскую.
Тут превращение в гвардию сильно мешает поиску, потому что по 651-ому стрелковому полку 14-ой гвардейской (651 сп 14 гв. сд) документов нет совсем. Поэтому настолько детальные карты найти не представляется возможным. В свою очередь, документы по 41-ого гвардейского стрелкового полка (41 гв. сп), в которых был переформирован 651 сп, начинаются с августа 42-го года. Поэтому в данном случае придётся довольствоваться картами уровня Фронта, которые по понятным причинам не отличаются детальностью.
Там мы с некоторым трудом мы можем найти 14 гв. сд. Она находится в списке частей 37-ой Армии и начинала операцию где-то между Серебрянским лесничеством и Лисичанском. Сама карта операции в наличии. На ней мы видим современные названия, что облегчает понимание географии.
Далее мне снова улыбнулась удача, и удалось найти карту боевых действий начала февраля, где можно найти 14-ую гвардейскую стрелковую дивизию.
Карта конца февраля тоже доступна и на ней положение не меняется - село Резниковка Артемовского района Сталинской (Донецкой) области.
Остальные карты от февраля не отличаются детальностью и не представляют интереса. А мы знаем, что последнее письмо от героя было именно в феврале. Далее, наибольший интерес представляет карта от мая, на которой уже хороша видна катастрофа фронта РККА. 14 гв. сд западнее Северского донца и вынуждена отступать с остальными частями. Вот эта карта.
Если же отдалить кусок, видно что их положение близко к понятию окружение.
То наступление было крайне неудачным. За ним последовало обрушение фронта и откат войск до Сталинграда, поэтому даже если герой поисков и совершил какие-то подвиги, наградных листов скорее всего нет. Командиры обычно писали наградные между боями, а тут отдыхать было некогда, а потом случилась катастрофа.
Прим. ред.: в целом ситуация с наградными листами в первой половине Великой Отечественной войны радикально отличается от ситуации начиная примерно до 2-й половины 1943-го года. Отступающие части награждались значительно реже, поскольку об их подвигах мы знаем значительно меньше.
Какие предположения о судьбе героя мы можем сделать на основании тех данных, которые у нас есть.
- Последнее письмо в феврале говорит о том, что в тот момент фронт был относительно стабилен и почта работала. Это не означает, что герой погиб именно тогда.
- Герой мог погибнуть в боях с февраля по июнь. Это наиболее вероятный сценарий событий.
- Герой был из раскулаченных крестьян УССР и, даже в окружении, он мог оказаться в знакомых ему местах. Это могло помочь ему раствориться в местном населении.
- Герой мог стать членом одного из партизанских отрядов, которых в той области образовалось немало и о чём можно почитать в статьях о подпольной группе Хробуста в блоге Боевой славы.
- Возможно, герой мог попасть в плен. В пользу этого говорит то, что командир 14 гв. сд, генерал-майор, Герой Советского Союза Шепетов Иван Михайлович действительно попал в плен и был казнён 21 мая 1943 в немецком концлагере Флоссенбург.
На данный момент сделать однозначный вывод не представляется возможным. Возможно, дальнейшая оцифровка архивов и работа по их связыванию поможет ответить на вопросы.
Но вернёмся к тайне фамилии. Когда я рассказал о результатах поиска, дочка героя, с свидетельства о рождении которой начался поиск, вспомнила, что в советском Казахстане все фамилии русифицировали, и поэтому фамилия Лагоша превратилась в фамилию Лагошин. Они были из раскулаченных крестьян и попали в Северный Казахстан во время коллективизации. Так почему же тогда в свидетельстве о рождении другая фамилия? Всё просто, свидетельство было восстановлено по архивам, так как оригинал был потерян. И при восстановлении уже записали оригинальное написание фамилии. Поэтому опечатки на самом деле нет. В те годы фамилия действительно была Лагошин, и в армейских документах нет ошибки. Вот так, поиск раскрыл особенность истории семьи, про которую все уже и забыли.
Уже в ходе написания статьи, когда информация была найдена, Борис Изюмов решил проверить - а что будет, если запрос с ФИО отправить в Телеграм-бот Памяти народа https://t.me/veteran_vov_bot.
К моему удивлению, Телеграм-бот выдал нужного человека сразу на третьей позиции:
Я даже специально перепроверил запрос через сайт и бота в одно и тоже время, выдачи реально отличаются. Мне как айтишнику сложно понять, каким образом API к одной базе может давать разные ответы для разных интерфейсов вывода, но факт остаётся фактом. Если не получилось найти на сайте, имеет смысл тот же запрос отправить в Телеграм-бота.
Итог. Почему этот поиск интересен именно как пример собранных граблей.
- Неточность в написании фамилии, которая приводит к отсутствию героя в выдаче.
- Ошибка в оцифровке, которая приводит к номеру полка, который на момент гибели стоял в тылу.
- Чехарда со сменой номеров воинских частей из-за переформирования в гвардию, что приводит к пустой истории самого полка.
- Пример, когда поиск через сайт Память народа и Телеграм-бота даёт разные результаты.
Но что важно? Свидетельство о рождении ваших бабушек и дедушек может дать достаточно информации для поиска. Даже если бабушка или дедушка уже умерли, но у вас осталось их свидетельство о рождении, там может оказаться достаточно информации, чтобы найти информацию по вашему предку. Ведь место рождения и ФИО супруги, это достаточно уникальная пара для поиска.
А для тех кто дочитал до конца, вот фото героя.
Автор: Александр Шишенин
8 мая 2024 года
Послесловие редактора
В своей статье Саша поднял очень важную тему, которую мы в проекте Боевая слава упустили из виду: послевоенные списки подворовых обходов военкоматов дают возможность установить судьбу героев, пропавших без вести.
Эти списки очень похожи на списки учёта безвозвратных потерь, поэтому не бросаются в глаза. Есть несколько признаков, по которым вы можете убедиться, что имеете дело именно с подворовым списком пропавших без вести:
- Все попавшие без вести в списке призваны одним военкоматом. По факту, если вы посмотрите в заголовок документа, там говорится именно об этом. А в списках учёта безвозвратных потерь в заголовке указан номер части (и/или соединения)
- В документе, как правило, есть две особые графы: с какого момента прекратилась письменная связь и адрес по последнему письму. Это наиболее ценные дополнительные сведения, из которых можно установить место службы героя на момент пропажи без вести и, иногда довольно точно, то место, где это произошло. Этого бывает достаточно, чтобы увековечить героя
- Документ датирован 1946 годом, максимум 1947. На страницах самого документа, который вам выпал по ссылке, этого не видно. Нужно переключиться на 1-ю страницу, чтобы прочитать сопроводительное письмо. Там будет написано что такой-то военкомат отправляет в Управление по учёту кадров списки пропавших без вести
В статье, которую можно легко найти в интернете по запросу "подворовые опросы," известный военный генеалог Алина Акоефф пишет, что это наименее информативный источник информации. Да, по сравнению со списками учёта потерь частей и госпиталей так оно и есть, но вместе с тем шансы установить место службы найти место гибели у вас всё равно есть. Ведь, по сути, у вас может оказаться адрес последнего письма, а мы уже знаем, что с ним делать:
- расшифровать, используя самый простой алгоритм Боевой славы
- установить полный путь подчинения части (разные алгоритмы, если адрес выглядит как "ДКА, п.п.с. NNN, N-й стрелковый полк", "полевая почта NNN часть NN" или "полевая почта NNNNN")
- найти место дислокации части по журналу боевых действий
Удачи в военном поиске!
Кстати, помните вот этот трактор из начала истории?
Фотография очень интересна и свидетельствует, что в начале 1930-х в Казахстане в Кокчетавской области (ныне Кокшетау), где жил тракторист Лагошин (Лагоша) Михаил Гаврилович 1910 г.р., были поставки американских тракторов International Farmall. По этой ниточке можно вытянуть много интересных подробностей про строительство народного хозяйства в довоенном СССР.
Но это уже совсем другая история...