Летчики района Дебальцевского рейда 7 гв. кк #1: У-2 над Чернухино

У-2 (с 1944 г. По-2, Поликарпов-2, разг. — «кукурузник») — советский многоцелевой биплан, созданный в 1927 г. под руководством Н. Н. Поликарпова.

История 7-го гвардейского кавалерийского корпуса хранит в себе множество эпизодов героического подвига артиллеристов, зенитчиков, мотоциклистов, гвардейцев-минометчиков, которые вместе с кавалеристами в феврале 1943 г. вошли в рейд в глубокий тыл противника к узловой ж/д станции Дебальцево, что и предрешило освобождение г. Ворошиловграда 14 февраля 1943 г.

В районе п. Чернухино (Перевальский р-н) корпус был окружен, вследствие чего возникла критическая потребность в обеспечении соединения топливом, боеприпасами, продуктами и медикаментами. В сложившейся ситуации решение этой трудной задачи было возложено на 17-ю Воздушную армию и авиацию дальнего действия Юго-Западного фронта.

В этой серии статей мы расскажем о помощи 7-му Гвардейскому кавалерийскому корпусу (7 гв. кк) по «воздушному мосту», о героях-летчиках, летавших на оккупированную территорию, о судьбах некоторых членов экипажей сбитых и совершивших вынужденную посадку самолетов.

В воспоминаниях ветеранов кавкорпуса и местных жителей поселков района рейда упоминаются самолеты, сбрасывавшие грузы, парашютисты и летчики, скрывавшиеся у местных жителей, попавшие в плен или расстрелянные фашистами. Подлинная история, как правило, складывается из воспоминаний непосредственных участников событий, но неофициальных. Как раз такими являются письма. Послевоенная переписка бывшего начальника штаба 14-й гв. кавдивизии 7-го гв. кавкорпуса, гв. полковника Михаила Порфирьевича Бондаренко с бывшим командиром корпуса гв. генерал-майором М.Д. Борисовым, ветеранами корпуса, краеведом А.С. Мезерей, местными жителями района рейда, послужила основой для нашей работы. Оригиналы этих писем хранятся в самых разных архивах, которые мы упомянем в ходе изложения темы. Важно отметить, что огромную исследовательскую работу провел сам М.П. Бондаренко в 60-70-е гг., мы же обобщили и дополнили его расследование.

М.П. Бондаренко. Киев, 1947 г. Фотография из личного архива семьи.

У-2 над Чернухино

Самые яркие воспоминания, которые встречаются на страницах писем, конечно же, о самолете У-2. Лётчик на глазах противника посадил самолет в расположении окруженного в районе п. Чернухино кавкорпуса и доставил в штаб приказ о переформировании 8-го кавкорпуса в 7-й гвардейский кавкорпус.

В рукописи М.П. Бондаренко «Фронтовые записки. Январь – март 1943 г. тетрадь первая с 1–96 лист г. Киев» на стр. 75-76 мы встречаем упоминание об этом событии:

«8 кк в силу создавшейся обстановки остался в Чернухино, прочно удерживая занятое положение. Было получено сообщение по радио о преобразовании 8 кавкорпуса в 7-й гв. кавкорпус и его дивизий: 21 кд – 14 гв кд; 55 кд – 15 гв кд; 112 кд – 16 гв кд. В сообщении говорилось и о награждении командира корпуса генерал-майора Борисова М.Д. орденом «Суворова 2 ст.». Эту радостную весть дублировал во второй половине дня летчик на самолете «У-2» (первый и последний наш самолет за весь период пребывания 8 кк в тылу противника и при выходе из рейда).
Нужно было обладать смелостью и большим мастерством, для того чтобы посадить на открытой местности у восточной окр. Чернухино, контролируемой огнем противника, свой самолет. Нужен был и риск, ведь я уверен, летчик не мог точно знать, как были расположены боевые порядки корпуса и где? Перед посадкой самолет сделал не менее двух кругов, и еще в воздухе был обстрелян противником с земли. Все огневые средства корпуса создали защитную огневую завесу, для того чтобы на время приглушить огонь противника и дать возможность приземлиться самолету. Летчик перебежками добрался в штаб корпуса, и часа через полтора, уже на исходе дня, самолет поднялся в воздух взял курс на восток.
О дальнейшей судьбе летчика и о его фамилии данными не располагаю».

Исследованием Дебальцевского рейда 7-го гв. кавкорпуса М.П. Бондаренко занимался с 1958 г. до своей смерти в мае 1972 г., поэтому многие эпизоды и развитие событий в них раскрываются постепенно с годами переписки.

В письме от 1 июля 1962 г. Михаил Порфирьевич писал бывшему комкору М.Д. Борисову, детализируя информацию и называя фамилии летчиков:

«Михаил Дмитриевич, помните, когда-то я Вам дважды писал о случае посадки нашего «У-2» в р-не вост. окр. Чернухино. Вы этот случай подтвердили, Вы говорили с этим летчиком, а я собственными глазами видел, как он совершил посадку и потом улетел на восток…30 мая с.г. я получил из Москвы письмо от быв. однополчанина Голованова [Голованов Виктор Сергеевич, гв. капитан в отставке 15 гв. кд]. Последний мне написал следующее: «…Недавно перед днем Победы, мне т. Краснов [исследователь боевого пути 55/15-й гв. кавдивизии] бывал у Чаленко [Чаленко Иван Терентьевич – быв. командир 55/15 гв. кавдивизии] прислал свои записки, сделанные им для Алтайского радио. Там он привел один эпизод с нашим самолетом (речь идет об «У-2»), который на глазах врага в рейде сделал посадку, доставив приказ о присвоении звания «гвардия». Недавно в Москве у меня был бывший летчик нашего корпусного авиазвена Бакуменко Николай Иванович, он уточнил: «Приказ корпусу в рейде был доставлен пилотом Сорокиным Юрием Михайловичем – гв. сержантом авиазвена. При возвращении через линию фронта самолет был обстрелян вражескими зенитчиками, и штурман этого же нашего корпусного самолета гв. сержант Викентий Дребязко [прав. Дробязко Вениамин Евгеньевич] погиб [в данном эпизоде остался жив - прим.ред.]». Таким образом, факт посадки «У-2» на моих глазах еще раз подтвердился, даже уточнился, кто был летчик этого самолета… Я безусловно рад, что мои усилия по «У-2» увенчались в какой-то мере успехом».
"Схема №3 - Положение частей и соединений 8 кк на 8.00 14.2.1943. I. - место приземления нашего "У-2" 14.2.43 к исходу дня". Автор схемы - гв. полковник в отставке М.П. Бондаренко. Схема прилагается к рукописи «Славное двадцатилетие». Документ хранится в личном архиве семьи М.П. Бондаренко (не опубликован).

5 июня 1966 г. в своем письме к М.Д. Борисову М.П. Бондаренко уточнил дату прилета У-2 в Чернухино:

«В Чернухино гл. силы вступили 14.2.43 еще не гвардейскими. Известие о преобразовании в гвардию было сообщено 15 февраля, и это дублировал наш «У-2» из от[дельного] корпусного авиазвена связи, который действительно проявил отвагу, героизм (пилот со штурманом), совершив посадку на открытую местность возле восточной окраины Чернухино на глазах у немцев. Это было 15.2.43 за два часа до захода солнца, день тогда был солнечный. Они доставили части к корпусной рации и ящик патронов для ППШ. Помните, летчик был в штабе корпуса».

Примечание: 11 мая 1942 г. 8-му кавкорпусу было придано 23-е отдельное авиазвено связи - тактическое подразделение, состоящее из 3-4 самолётов, предназначенное для выполнения служебно-боевых задач, как самостоятельно, так и в составе эскадрильи). Командиром авиазвена в тот период был ст. лейтенант Залуговский Георгий Самсонович.

Бывший заместитель начальника политотдела 112-й/16-й гв. кавдивизии Кадыров Сабир Рахимович в своих послевоенных воспоминаниях (нет даты) также упоминал самолет, прилетавший в Чернухино:

«Наши разведчики, которые вели наблюдение с высоких деревьев, доложили о приближении с северо-востока неизвестного самолета. Нарастал гул мотора. Генерал [Шаймуратов М.М. – командир дивизии] отдал распоряжение подполковнику Валиеву следить за самолетом. Если идет к нам с Большой земли, дать сигнал красными ракетами. Весть молнией разлетелась по лесу. Генерал, не отрывая взгляда от неба, радостно объявил: - Наш «Ан-2» [У-2] идет на Чернухино. Надо срочно дать ему знать, что мы здесь. Взлетели ввысь красные ракеты. Самолет снизился и стал кружить над лесом. Валиев снова послал в небо три ракеты. Летчик развернулся и, словно выбирая удобное место для приземления, снизился, покачивая крыльями, значит заметил нас. Но, к сожалению, в лесу не нашлось площадки для приземления, да и близость врага представляла опасность. Летчик сбросил груз на парашютах, резко взметнул кверху и улетел на восток. Мы дружно махали руками вслед ему, а потом бросились к грузу. Там были боеприпасы, продовольствие: одним из самых дорогих подарков был приказ Ставки от 17 [правильно 14] февраля 1943 года о присвоении нашему корпусу, а в его составе и Башкирской кавалерийской дивизии, гвардейского звания - до того дня мы знали об этом только из радиограммы».

Нам важно было ответить на вопрос: был ли У-2, о котором упоминали М.П. Бондаренко и С.Р. Кадыров, одним и тем же самолетом, который прилетал на северо-восточную окраину п. Чернухино в расположение 7-го гв. кавкорпуса?  

В любом исследовании ценными являются документы, раскрывающие мельчайшие детали, сопоставляя которые можно делать выводы.

В боевом донесении штаба 3-й гвардейской армии №0047 от 16 февраля 1943 г. отмечено:

«…7 гв. кк ведет тяжелый бой в окружении в районе Чернухино. Связь с ним самолетом У-2 и по радио».  

Подтверждение этому факту находим в наградных документах Лучкина Николая Аврамовича, 1923 г.р., мл. лейтенанта, пилота 33-го авиазвена связи 3-й гв. армии  на представление к правительственной награде - Ордену Красного Знамени:

«За хорошее знание техники пилотирования, дисциплинированность к выполнению ряда весьма срочных заданий в доставке боевых приказов Командарма в период с 15 ноября 1942 г. и особенно за выполнение задания 16.2.43г. – доставки боевого приказа в соединение, которое было оторвано и прервана связь во время операции.
Начальник авиаотряда штаба 3 гв. Ар. гв. подполковник Добрынин. 21 февраля 1943 г.»

Штурман этого У-2 старшина Голубев Алексей Михайлович (1921 г.р.)  также был представлен к правительственной награде – ордену «Отечественная война II степени». Из наградного листа следует:

«… за хорошее выполнение задания 16.2.1943 г. – доставка боевого приказа в соединение, которое было оторвано и прервана связь …»

О каком подразделении, оторванном от своих частей, с которым прервана связь, идет речь в документах? Интригу снимает наградной лист Голубева А.М. (уже мл. лейтенанта и штурмана звена 576-й отдельной армейской авиаэскадрильи (связи), которая была сформирована на базе 33-го авиазвена связи 14 марта 1943 г.) на представление к ордену Красного Знамени:

«…тов. Голубев по приказанию Командующего армии летал в тыл противника доставляя боеприпасы окруженному противником 7 [гв. кавалерийскому] корпусу, а так же привозил боевую обстановку его Командующему армией.
В одном из выполнений этих заданий тов. Голубев был ранен, но сдерживая боль раны он вовремя выполнил и доложил о выполнении боевого задания. 13 сентября 1943 г.»

То есть, в район п. Чернухино, где в обороне стоял 7-й гв. кавкорпус, для связи, выяснения боевой обстановки и доставки необходимого оборудования и боеприпасов летали не только самолеты авиазвена 7-го гв. кавкорпуса, но и авиазвена связи 3-й гв. Армии, и не один раз!

16-го февраля, когда облачность составляла 10 баллов, и советская авиация не летала (это отмечено в донесении штаба 3-й гвардейской Армии №0047 от 16 февраля 1943 г.), самолет У-2 33-го авиазвена связи прилетел в расположение 7-го гв. кавкорпуса и совершил посадку. Доказательство этому - шифротелеграмма №8122:

«из 7 гв.кк. Доставлена нарочным. Поступило в шифрование 16.2.43 23.00. Летчик прилетал…»

Можем предположить, что именно самолет, пилотируемый экипажем Лучкин Н.А. - Голубев А.М., доставил в расположение штаба 7-го гв. кавкорпуса приказ о переформировании 8-го кавалерийского корпуса в 7-й гвардейский. Выполнение такого задания и есть прерогатива штаба армии. Попутно они могли доставить запчасти к рации, ведь в шифротелеграмме отмечено: «доставлена нарочным». Рация в тот день не работала. А вот одна из следующих шифротелеграмм №8152:

«Из 7 гв. кк. Подана 17.2.43 11.25. Принята 17.2.43 11.40 … Прошу распоряжения очередным самолетом выслать поездные взрыватели. Сабуров».

Очевидно, что радиосвязь вновь была восстановлена.

Теперь вернемся к самолету У-2, который пилотировали Сорокин Ю.М. и Дробязко В.Е.

Сорокин Юрий Михайлович - пилот 23-го оазс 7-го гв. кавкорпуса.

Из наградного листа Сорокина Юрия Михайловича (1923 г.р.) на представление к ордену Красная Звезда:

«17.2.1943 г. пилоту 23 авиазвена связи 7 гв кк сержанту Сорокину Ю.М. дано боевое задание - доставить взрывчатые вещества в одно окруженное противником соединение. При посадке, где должен был пилот приземлиться – противником эта площадка была занята, и пилот был ружейно-пулеметным огнем обстрелян, в результате чего – пилот ранен в ногу, но быстро сумел самолет вывести из обстрела, но тут же был ранен в глаз штурман. Пилот, несмотря на ранение ноги сумел довести самолет – 100 км до своего аэродрома и благополучно произвести посадку...  
Начальник авиаотдела штаба 3 гв. армии гв. подполковник Добрынин. 23 февраля 1943г.»

Возможно, в наградном листе речь идет о тех самых взрывателях, о которых в шифротелеграмме №8152 начальник штаба кавкорпуса гв. подполковник Сабуров И.Д. просил. Текст документа воспринимается так, как будто самолет не совершал посадки. На это указывает ряд причин: посадочная площадка была занята, самолет попал под обстрел, пилот и штурман были ранены, сумели уйти из зоны поражения. Вероятно, что грузы были сброшены, задание было выполнено, так как летчик был представлен к награждению.  

И все же, остается вопрос: почему М.П. Бондаренко так утвердительно писал о том, что именно самолет корпусного авиазвена доставил тот самый приказ о переформировании кавкорпуса и его дивизий в гвардейские? Возможно, приказ был дублирован, а кроме того, это событие было настолько ярким в те трудные дни, что каждый ветеран Дебальцевского рейда хотел ему оставить должное место в своих воспоминаниях. Например, по воспоминаниям С.Р. Кадырова, этот приказ был сброшен вместе с грузами.

В ходе исследования нам стало известно о двух самолетах У-2, которые 16 и 17 февраля 1943 г. с боевыми заданиями летали в район Дебальцевского рейда 7-го гв. кавкорпуса. Могли быть и другие, о которых нам ничего не известно.

Интересна судьба членов экипажей этих самолетов.  

При возвращении У-2 на базу 17 февраля 1943 г. Дробязко Вениамин Евгеньевич в результате ранения не погиб. По информации К. Криха: "После госпиталя гвардии сержант Дробязко направлен в 15 запасной авиаполк г. Петровск. В этом полку проходил подготовку по программе курса разведывательной авиации личный состав 511 отдельного разведывательного авиаполка. 26 марта 1943 г. присвоено звание младший лейтенант. К 21 мая обучение было окончено. 2–4  июня полк перебазировался на аэродром Воронеж и вошел в состав 5 воздушной армии. 19 июля 1943 г. полк в составе 5 воздушной армии приступил к выполнению боевых задач по воздушной разведке с аэродрома Чернянка. Вел разведывательную работу в интересах войск Степного фронта. С 03 по 18 августа участвовал в Белгородской операции. 15 августа 1943 г. в районе Харьков-Черноглазовка на высоте 6000 м экипаж самолета Пе-2 летчик мл. лейтенант Остренко Иван Федорович, штурман гвардии мл. лейтенант Дробязко Вениамин Евгеньевич, стрелок-радист ст. сержант Горбачев был атакован тремя истребителями Ме-109 (Мессершмитт). Штурман и стрелок-радист огнем пулеметов и гранатами АГ-2 подбили один истребитель, который, объятый пламенем, упал в районе Дергачи. Оставшиеся истребители продолжили атаковать Пе-2, в результате чего он загорелся в воздухе. Спастись на парашюте удалось только стрелку-радисту».

Дробязко Вениамин Евгеньевич покоится в братском захоронении д. Черноглазовка Полтавского р-на Полтавской обл. как «неизвестный».

Мемориальный комплекс в д. Черноглазовка Полтавского р-на Полтавской обл.

Сорокин Юрий Михайлович воевал до конца войны. С 22 августа 1972 г. – заслуженный летчик–испытатель СССР. Жил в г. Киеве, работал инженером на авиазаводе. Умер в 2 марта 1996 г. Похоронен на Боровецком кладбище. Более подробную информацию читайте здесь.

Лучкин Николай Аврамович воевал до конца войны. Вышел в отставку в звании подполковник. Более подробную информацию о герое читайте на сайте «Бессмертный полк».

Голубев Алексей Михайлович воевал до конца войны. Уволен в запас 8 апреля 1954 г. Более подробную информацию о герое читайте на сайте «Бессмертный полк».

Январь 2024 г.


С.В. Трошина, Луганский краеведческий музей;

В.В. Мишняков, Поисковое движение Республики Башкортостан.