Чудеса случаются! Прошло чуть больше месяца с момента публикации в блоге истории моего двоюродного деда, полковника Берёзко Андрея Васильевича, когда меня нашёл директор краеведческого музея Луганска Артём Владимирович Рубченко. Оказалось, что его коллега Светлана Владимировна Трошина давно разыскивала родственников Полковника (так точно, с большой буквы), чтобы узнать какие-то подробности, дополняющие портрет без преувеличения чтимого в Луганской области героя, отдавшего жизнь в боях за освобождение Ворошиловграда (так раньше назывался Луганск). Потрясающе сильные эмоции я пережил, когда узнал, что в селе Роскошное, о котором я писал, есть улица Полковника Берёзко.

Всю жизнь я втайне мечтал: а вот бы у меня в семье был знаменитый родственник, в честь которого была бы названа школа или улица. Оказалось, что эта мечта осуществилась ещё до моего рождения. По словам Светланы Владимировны, бывшая председатель сельского Совета Людмила Николаевна Богданова, почившая уже, рассказывала на одном из мероприятий, что в 1960-е годы новым улицам присваивали самые памятные имена. Полковника Березко – одна из них.

Также выяснилось, что в похоронке действительно была допущена ошибка. Сейчас нет смысла гадать, ошибка при переписывании или халатность, но полковник Берёзко был похоронен не на площади села Алексеевка, а в красивом месте, в колхозном саду села Васильевка, между двух вишен. В 1948 году его перезахоронили в братской могиле на улице Свердлова.

Недавно мы отметили годовщину: 6 октября 1942 года полковник Берёзко прибыл на фронт и с ходу включился в Сталинградскую битву в качестве зам. командира 112 Башкирской кавалерийской дивизии. Заключительный этап его военной карьеры и боевого пути проходил под командованием особо почитаемого в Башкирии генерал-майора Шаймуратова. 9 февраля 1943 года полковник Берёзко был убит, но даже по такому короткому – всего 4 месяца! – фрагменту видно, насколько беззаветно Андрей Васильевич был предан своей многонациональной Родине, и каким ярчайшим примером дружбы народов является его путь: белорус, воевавший в Монголии, в составе Башкирской кавалерийской дивизии сложивший голову в боях за освобождение Украины. В этом отрезке пути для меня в концентрированном виде отразились мировосприятие, убеждения и ценности, ушедшие от нас вместе с этими Героями эпохи поистине великих подвигов народа, о которых мы обязаны помнить и передать своим потомкам.

В прошлую среду, 9 октября поисковый отряд Следопытов Роскошнянской средней школы посетил братскую могилу, где похоронен полковник Берёзко Андрей Васильевич, и воздал почести погибшим бойцам и командирам. Светлана Владимировна зачитала школьникам фронтовые письма Андрея Васильевича. Ребята впервые поставили на памятник фотографию Полковника. Так несколько строк на мемориальной табличке превратились в образ живого человека. Короткий рассказ, который вы сейчас читаете – предисловие к их истории.

Я пишу это, и слёзы наворачиваются на глаза, когда я думаю, чего стоит сегодня привезти в село Роскошное землицы из Тубышек – родного села братьев и сестёр Берёзко, старшим из которых был Андрей Васильевич, мой двоюродный дед. Всего две горсточки земли, одну из которых я брошу на его могилу в колхозном саду, где теперь приусадебный участок, а вторую – на братскую могилу, где Полковник похоронен вместе со своими братьями по оружию, как и он, отдавшими жизнь в борьбе за свою Родину.

В моём детстве была такая дразнилка: «трус-трус белорус, на войну собрался, как увидел пулемёт – сразу обо…» (сильно испугался). Поскольку я знал от мамы, что на четверть белорус, меня как-то всегда немножко напрягала эта дразнилка. Никогда не знал, что на это ответить. Ух, как бы я сейчас рассказал тем мальчишкам, которые дразнили меня, про своего деда Андрея Васильевича – полковника, кавалериста – бесстрашно ведущего за собой в атаку всадников, презирая направленные на него пулеметы и ещё кое-что более смертоносное. Представляю себе его, весёлого, грозного, несущегося на своём коне и увлекающего за собой эскадроны отчаянных башкир-кавалеристов. Рассказал бы про его братьев: Захара Васильевича – майора, замполита, минометчика и Семёна Васильевича – партизана, красноармейца, стрелка.

Теперь об этом будут знать мои дети. У них не будет проблем рассказать про своёго героического деда-белоруса.


Самое парадоксальное в этой истории то, сколько информации об участниках Великой Отечественной войны открылось сейчас, когда их самих – многая лета каждому ветерану! – почти не осталось.

Так было и у нас: никто в моей семье не знал о том, что в Луганской области полковник Берёзко – герой. Один из старших членов нашей семьи на мой вопрос, знает ли он об Андрее Васильевиче, сказал: «он был репрессирован, у нас в семье было не принято об этом говорить». Такая семейная легенда, не имевшая под собой никаких оснований, могла возникнуть только на месте полного информационного вакуума, который наши прадеды и деды оставили после Войны. Им было тяжело об этом говорить. Зато сейчас вместо них говорят архивные документы, фотографии, и – фронтовые письма, которых пусть и немного, но все они проливают свет на события того времени.

Я уверен: они хотели, чтобы мы помнили то, о чём они молчали.


Фото любезно предоставлены Трошиной С.В., членом Совета музея Роскошнянской средней школы.

Сканы писем и фотографий фронтовиков присылайте на bdi@boevayaslava.ru.