Первоисточник: Ингор М.Л. "Владимир Савчинский и его однополчане"
К 50-ЛЕТИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР
Шесть с половиной месяцев, с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1942 года в бескрайних донских и волжских степях не утихали тяжелые, кровопролитные бои. На отдельных этапах Сталинградской битвы в сражениях участвовало с обеих сторон свыше 2 миллионов человек, 26 тысяч орудий и минометов, более 2 тысяч танков и до 2 тысяч самолетов. По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших в ней людей и боевой техники эта битва превзошла все предшествовавшие ей сражения мировой истории.
Общие потери врага в Сталинградской битве составили полтора миллиона убитых раненых и пленных солдат и офицеров, что превысило четверть всего состава немецко-фашистских войск, действовавших на советско-германском фронте. Столь огромные потери вооруженных сил нацистской Германии на берегах Дона и Волги резко подорвали ее военную мощь.x)
После этого сокрушительного поражения гитлеровская военная машина уже не могла в полной мере восстановить свою былую способность. Фашистская армия утратила стратегическую инициативу.
x) Великая победа на Волге. Под редакцией Маршала Союза К.К. Рокоссовского [Рокоссовский Константин Константинович (1896)]. Воениздат, М. 1965, стр. 3
В боях за Сталинград в числе соединений легендарной 62-й армии генерала В.И. Чуйкова [Чуйков Василий Иванович (1900)] отличилась сибирская дивизия, которой командовал полковник Л.Н. Гуртьев [Гуртьев Леонтий Николаевич (1891)]. Комиссаром головного полка гуртьевской дивизии был наш земляк Владимир Макарович Савчинский [Савчинский Владимир Макарович (1914), найдена его страница].
О нем и рассказывает его однополчанин.
Кирпичные стены завода «Баррикады» – немые свидетели исключительного героизма и отваги воинов полка, где комиссаром был Владимир Макарович Савчинский.
До войны он слыл довольно мирным человеком. Таким его знали школьные товарищи села Клембовки на Винничине, студенты Купянского агроиндустриального института, сотрудники Верхнячской селекционной станции под Киевом, где агроном создавал высокоурожайные сорта озимой ржи.
На войне ему, как и тысячам его товарищей по оружию, пришлось быстро освоить новое дело. В боевой обстановке Савчинский был неутомим. В течение дня он успевал бывать во многих местах, чтобы партийным словом и личным примером вдохновить солдат в бою. Он общался со связистами и саперами, с артиллеристами и минометчиками, представлял отличившихся к награде, проводил с солдатами задушевные беседы, или вручал им вдохновляющие листовки – воззвания. В одной из них, выпущенной городским комитетом обороны к 25-й годовщине Великого Октября, говорилось: «Дорогие товарищи! Родные сталинградцы! Снова, как и 24 года назад, наш город переживает тяжелые дни. Кровавые гитлеровцы рвутся в солнечный Сталинград! Не отдадим родного города на поругание врагу... Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью!..
Перед штурмом завода Савчинский созвал коммунистов. Его доклад на партийном собрании о воззвании сталинградского Комитета обороны был по-фронтовому краток и убедителен. Последовало решение:
«Партийное собрание предлагает всем коммунистам:
Стать в авангарде батальонов, идущих штурмовать цехи завода «Баррикады».
В сражении показывать пример стойкости, героизма, дисциплинированности и организованности.
В окопах выпускать боевые листовки, в которых освещать героические подвиги рядовых и командиров, отличившихся в боях за завод».
27 октября 1942 года Савчинский доложил начальнику политотдела дивизии о подвиге коммуниста Василия Жигалина [Жигалин Василий Ануфриевич (1910)], который возглавил группу бойцов и захватил с ней заводскую водокачку – опорный пункт гитлеровцев.
Батальон немецкой пехоты, усиленный танками, предпринял новую атаку , но бойцы Жигалина не дрогнули. Они стояли насмерть. Их ряды редели, и каждый советский воин сражался за двоих, за троих, за десятерых.
«Все атаки отбиты, – говорилось в донесении Савчинского. – Водокачка в наших руках. Исключительный героизм проявил комбат В.А. Жигалин, погибший у своего пулемета».
На следующий день завязался бой на самом заводе «Баррикады».
Первый батальон, в боевых порядках которого находился, политработник Савчинский, ворвался, в цех. Увлеченный сражением, командир батальона Павел Посылкин сразу не почувствовал, как горячий, осколок шился в тело, но через минуту-другую сквозь его гимнастерку просочилась кровь.
– Комбата на перевязку! – крикнул Савчинский медицинской сестре, а солдатам приказал: «Слушай мою команду!»
Сутки, другие, третьи продолжались ожесточенные бои в цехе, где горели танки, обрушивались потолки и стены. Верх взяли советские воины – фашисты отошли на двести метров.
В сражающемся Сталинграде, где велась борьба за каждую лестничную клетку, дверь или окно, двести метров было «дистанцией огромного размера».
В те незабываемые дни геройски погиб комсомолец Матвей Путилов [Путилов Матвей Мефодьевич (1923)], имя которого вошло в историю Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны.
Он был рядовым храбрым солдатом-связистом и в любой обстановке мастерски выполнял свои обязанности. Устраняя повреждение на линии, проходившей по длинному оврагу, Матвей Путилов попал под сильный минометный огонь. Осколками мины ему раздробило правую руку. Тогда истекавший кровью солдат напряг последние силы и зажал провод зубами. Связь продолжала работать. А когда товарищи пришли на линию, они увидели мертвого героя с проволокой в зубах. Ныне катушка прославленного сталинградца Матвея Путилова хранится как ценнейшая реликвия в музее Вооруженных Сил СССР.
Гвардии подполковник Савчинский сплачивал подразделения полка и вдохновлял солдат в сражениях. Таким он был на Волге, под Орлом, в Белоруссии, Польше и на побережье Балтийского моря – везде, где сражался его гвардейский полк.
... С победой возвратились участники Великой Отечественной войны на Родину и приступили к мирному труду.
Дружба с сибиряками, которая у Владимира Макаровича завязалась на фронте, еще больше окрепла на Алтае. В течение восьми лет агроном Савчинский – был директором целинного совхоза «Краснодарский».
Основанный в начале 1955 года, этот зерновой совхоз расположен в юго-восточной части Алтайского края, в Усть-Калманском районе. Из двадцати тысяч гектаров пригодной к пахоте земли половину составила целина. И она была поднята.
Весной 1955 года новоселы подняли первые пласты веками нетронутой земли, а осенью совхоз «Краснодарский» засыпал в закрома государства почти 300 тысяч пудов зерна.
На целине Савчинский был также энергичен и деловит, как бывало и на фронте. Еще задолго до начала сева он заботился о том, чтобы подготовить отборные семена, привести в порядок тракторы, сеялки, культиваторы, а главное, чтобы создать людям все условия для плодотворной работы. В эти дни его часто можно было встретить в клубе, где он читал лекции агрономам, зоотехникам, трактористам, работникам животноводческих ферм и ремонтных мастерских.
Когда созрели хлеба, директор совхоза распорядился убирать зерновые раздельным способом. Это дало возможность совхозу начать косовицу на две недели раньше, чем обычно. Самые чистые участки в совхозе отводили для прямого комбайнирования.
Благодаря применению раздельного способа объем работы на токах значительно сократился. Таким образом в течение в течение нескольких лет были предотвращены потери урожая от августовских заморозков и раннего снегопада, увеличен намолот сухого зерна.
Директор совхоза постоянно заботился о быте и культуре. На пустом месте выросли благоустроенные поселки с добротными жилыми домами.
За успешную работу по освоению целины и развитие животноводства многие работники совхоза удостоены правительственных наград. Директор Савчинский отмечен орденом Трудового Красного Знамени и Золотой медалью Выставки достижений народного хозяйства СССР.
Новоселы любят свой совхоз и гордятся им.
Ныне Владимир Макарович Савчинский проректор Алтайского сельскохозяйственного института. И на этом посту он трудится по-гвардейски.
Михаил Ингор [Ингор Михаил Лазаревич (1912)],
гвардии майор запаса
27.12.67
Распознавание, верстка, подбор иллюстраций: Михаил Галушкин mmg@boevayaslava.ru