Тема предлагаемого исследования – деятельность Народного Комиссариата связи СССР по организации почтовой связи в 1941-1945 годах.

1941 год. ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Первый документ, относящийся к исследуемой проблеме, «Извещение о порядке приема и отправления международной и внутренней почтово-телеграфной корреспонденции в военное время» датирован 8 июля 1941 г. и опубликован в этот же день в «Известиях». «Извещением» устанавливается следующий порядок приема и отправления международной и внутренней корреспонденции: «Запрещается сообщать сведения военного, экономического и политического характера, принимать и пересылать почтовые открытки с видовыми сюжетами или наклеенными фотографиями, письма со шрифтами слепых, кроссворды, шахматные задачи и т.п., не допускается употребление конвертов с прокладками. Международные отправления сдаются лично. Письма не должны превышать 4 страницы формата почтовой бумаги».

B телеграмме наркома от 11 июля 1941 г. делается расшифровка этих ограничений: «Немедленно открыть прием в действующую Красную Армию и Военно-Морской Флот следующих видов почтовых отправлений: простых и заказных почтовых карточек и писем, бандеролей, писем с объявленной ценностью до 100 рублей. Простые письма, почтовые карточки, бандероли принимать бесплатно.

Приему и пересылке в действующую Красную Армию и Военно-Морской Флот не подлежат почтовые отправления «до востребования» и уведомления о вручении, а также все почтовые отправления, в адресах которых не указан номер полевой почты».

Об «Уведомлении о вручении почтового отправления» необходимо сказать несколько слов. Дело в том, что в 1941 году экспедиция знаков почтовой оплаты впервые приступила к выпуску маркированных уведомлений о вручении почтовых отправлений, но после приказа о запрещении приема для пересылки в армию они практически остались невостребованными. Вместе с тем с началом войны объем почтовых отправлений резко возрос, и у почтовых предприятий быстро стали таять запасы почтовых карточек и конвертов. Вот тогда и решились использовать эти уведомления в роли обычных маркированных почтовых карточек. При этом отправителям предписывалось текст «Уведомление о вручении почтового отправления» зачеркивать, a сверху надписывать: «Почтовая карточка». Некоторые предприятия связи изготовили штампик «Почтовая карточка», который ставили рядом, над или прямо на тексте уведомления. Естественно, «проскакивали» и уведомления, отправленные с оставленным текстом уведомления без слов «Почтовая карточка» или штампика «Почтовая карточка» (рис. 1). Тогда же пошли к адресатам и «треугольники», когда одна сторона листа обычной бумаги служила для письменного сообщения, а другая после сложения – оболочкой для написания адресов назначения и отправления.

Рис. 1

12 июля 1941 г. Наркомат связи (СНК [НКС]) утверждает «Дополнение к правилам почтовой эксплуатации на военное время», в котором указывает, что «личные простые письма и почтовые карточки, отправляемые всеми (выделено автором) военнослужащими через военно-полевые (морские) почтовые органы, воинские части, учреждения и заведения Красной Армии и Военно-Морского Флота, пересылаются бесплатно.

Также бесплатно пересылаются личные простые письма и почтовые карточки, адресованные военнослужащим Красной Армии и Военно-Морского Флота». Заказные почтовые отправления из армии и в армию оплачивались на общих основаниях.

2 августа 1941 г. нарком И.Т. Пересыпкин в телеграмме почтовым учреждениям связи уточняет «Дополнение»: «Доплатной сбор за корреспонденцию, направленную из действующей Красной Армии и Военно-Морского Флота, при наличии обратного адреса полевой почты не взыскивать». (Независимо от того, имеется ли на таких отправлениях оттиск треугольного штампа. – Авт.). Здесь уместно пояснить, что по почтовым правилам, изданным до начала войны, на письма и почтовые карточки, отправляемые красноармейцами, краснофлотцами и младшим начальствующим составом из войсковой части бесплатно (не более трех писем или почтовых карточек в месяц), должна быть наложена треугольная печать (выделено авт.) войсковой части (рис. 2). Эта корреспонденция сдавалась войсковой частью непосредственно в почтовое предприятие по специальным спискам, в которых указывалась стоимость пересылки. Письма и почтовые карточки, вынутые из почтовых ящиков, хотя бы и с наложенным оттиском печати войсковой части, но не оплаченные сбором за пересылку, обрабатывались, пересылались и выдавались, как доплатные.

Рис. 2

8 августа 1941 г. Наркомат связи выпускает циркуляр «Об организации обслуживания эшелонов с бойцами Красной Армии и Военно-Морского Флота», в котором говорится, что «одной из важнейших задач почтовой связи в период военных действий является организация чёткого и заботливого обслуживания проходящих на фронт и с фронта эшелонов с бойцами Красной Армии и Военно-Морского Флота. Исходя из этого предлагается начальникам областных, краевых, республиканских управлений связи и управлений перевозки почт Московского узла немедленно организовать ежедневное обслуживание почтовой связью на станциях железных дорог всех проходящих и формируемых эшелонов».

B эти же дни Государственный Комитет Обороны принимает специальное постановление, обеспечивающее бесперебойное продвижение и доставку почтовой корреспонденции в действующую Красную Армию и Военно-Морской Флот. Для чего широко должны использоваться вce виды транспорта, включая автомобили и самолёты. Почтовые вагоны по первому требованию органов связи следовало прицеплять к любым пассажирским и товарным поездам.

Особый интерес для филателистов представляет письмо, направленное в адрес центральной бухгалтерии НК связи Экспедицией заготовления знаков почтовой оплаты:

«В середине сентября месяца (1941 года) нами по заданию руководства Наркомата связи изготовлено несколько миллионов немаркированных почтовых карточек для корреспонденции из армии и в армию по продажной цене 3 коп. (До этого подобные почтовые карточки почтовым ведомством СССР не выпускались. – Прим. авт.)

Карточки «Из армии» проданы Центральному военному управлению НКС, карточки «В армию» разосланы по управлениям связи по номинальной цене вместе с марками. Ввиду того, что дальнейшая заготовка указанных карточек, согласно последующих установок руководства НКС, предана Главснабу, который, очевидно, карточки «В армию» будет рассылать по Управлениям связи как бланки, не по продажной цене, a за наличный расчет, просим во избежание путаницы в учете на местах дать указание нам и местам о порядке учета указанных карточек.

Начальник экспедиции БОЙКО

Старший бухгалтер ЖУКОВ».

Карточки были изготовлены на палевой бумаге типографской печатью красного цвета (рис. 3). Наклеивать почтовые марки на такие карточки было не нужно.

Рис. 3 (3а, 3б)

В дальнейшем Главснаб изготавливал эту продукцию по образцу карточек «В армию» и «Из армии», выпущенных Экспедицией заготовления знаков почтовой оплаты. Они отличались шрифтовыми наборами текста и изображением герба, который мог иметь разные размеры диаметра, разное количество лент, а на некоторых изображение отсутствовало (рис. 4).

Рис. 4 (4а, 4б, 4в)

Одновременно по заказам гражданских и военных предприятий, не относящихся к почтовым ведомствам, печатались обычные бланки немаркированных почтовых карточек. Они изготавливались из сортов бумаги, имеющихся в наличии, и печатались как красными (разных оттенков), так и чёрными красками. Автору удалось обнаружить новые данные о карточке «Горжусь сыном». В журнальных статьях подробно описана история ее выпуска, но сделан вывод, что оригинал карточки был утверждён до войны. Наши данные говорят о другом: почтовая карточка «Горжусь сыном» была утверждена к выпуску только после 22 июня 1941 года, то есть после начала Великой Отечественной войны. Подтверждением служит обнаруженная почтовая карточка «Горжусь сыном», выполненная на бумаге палевого цвета (известные карточки печатались на плотной бумаге белого цвета) с типографской надпечаткой красного цвета в две строки: «проект 30 августа» (рис. 5). В журнале «Вестник связи», №9, 1941 г. сказано, что «печатаются также новые почтовые открытки, на лицевой стороне которых помещено изображение военного лётчика и обнимающего его отца. Рисунок снабжен надписью: «Горжусь сыном». Эти сведения и дают основание предположить, что утверждение карточки к изданию состоялось 3-5 сентября 1941 года.

Рис. 5

Непосредственное обслуживание бойцов действующей Красной Армии и Военно-Морского Флота, воинских частей и соединений было возложено на органы полевой почты, Объединенные Центральным военным управлением НКС (ЦВУ НКС), образованным 6 июля 1941 года из Центрального Управления полевой связи НСК [НКС] и Первого центрального управления HKC.

Вот по какой схеме корреспонденция доставлялась на фронт и в тыл.

  • Сданная в любой почтовой конторе Советского Союза, она поступала на военно- почтовый сортировочный пункт (ВПСП) (рис. 6).
  • Здесь eё обрабатывали и направляли в военно-почтовые базы (ВПБ), располагавшиеся в прифронтовой полосе.
  • ВПБ доставляли её в полевые почтовые станции (ППС), работавшие непосредственно на фронте при воинских частях.
  • ППС – своеобразное предприятие связи на колесах, следующее за своим адресатом. В состав ППС входили приёмщики, сопровождавшие почту бойцы и почтальоны.
Рис. 6

B боевых подразделениях назначались бойцы-экспедиторы: не профессиональные связисты, но по сути дела почтальоны. Они собирали и сдавали приемщикам почту от бойцов своей роты, батальона, полка, а от почтальонов ППС получали корреспонденцию для своих бойцов.

В особо сложных условиях приходилось работать военно-морским почтовым станциям. Чтобы доставить корреспонденцию на корабль, который выполнял боевое задание и находился от места стоянки на несколько километров, им приходилось пользоваться попутными машинами, быстроходными катерами или глиссерами. Те же этапы проходила и обратная корреспонденция (рис. 7).

Рис. 7 (7а, 7б)

Ступени пересылки отражались календарными почтовыми штемпелями с текстами в них, расположенными либо по ходу часовой стрелки, либо (реже) против, например:

  • ППС – военно-полевые (морские) почтовые станции (отделения) характеризовались наличием арабских цифр, обозначавших номер полевой почты, и текста «полевая почта» (рис. 8a), «полевая почтовая станция» (рис. 8б) или «морская почта» (рис. 8в);
Рис. 8 (8а, 8б, 8в)
  • ВПБ – военно-почтовые базы – наличием (вместо номера) литеры (буквы русского алфавита) и текста «воен. почтовая база» (рис. 7а).
  • ВПСП – имели номер арабскими цифрами, за исключением «Главного», который номера не имел, и текст «главный ВПСП (рис. 9a) или «ВПСП №...» (рис. 9б) или «воен. почт. сорт. пункт №...» или «воен. почтов. сорт. пункт №...» (рис. 9в) или «воен. почт. сортировоч. пункт №...» (воинские почтовые отправления с календарными штемпелями ВПСП 1941 года автору неизвестны).
Рис. 9 (9б, 9а, 9в)

В первые месяцы войны письма на фронт и с фронта доставлялись крайне медленно. Действовавшая в это время инструкция по работе с воинской корреспонденцией, идущей фронт, не предусматривала ее выделения из общей массы почтовых отправлений. В результате фронтовые письма пересылались вместе с обыкновенными, без каких-либо отличительных отметок. Так же поступали и с письмами, идущими с фронта. В почтовые вагоны воинская корреспонденция поступала, как правило, россыпью. Ее сортировка и штемпелевание календарным штемпелем почтового вагона (рис. 6) затрудняли работу бригад почтовых вагонов.

Поток жалоб из действующей Красной Армии и от мирного населения вынудил принять меры к исправлению положения.

В телеграмме от 18 сентября 1941 года зам. НКсвязи Г.А. Омельченко сообщает, что «всю принятую предприятиями связи и вынутую из почтовых ящиков корреспонденцию, следующую в адрес действующей Красной Армии и Военно-Морского флота», следует «выделять отдельно от общей корреспонденции и немедленно направлять в пункты военной цензуры (в/ц). Проверенную в/ц корреспонденцию направлять в отдельных пост-пакетах (рис. 10) в Соответствующие ВПСП согласно плану направления с обязательной отметкой на ярлыках пост-пакетов «проверено военной цензурой».

Рис. 10

4 октября 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б) принимает очень важное постановление: «О мерах ускорения доставки писем на фронт», в котором анализируются недостатки работы органов полевой почты и предлагаются меры по устранению: «ЦК ВКП(б) устанавливает, что в настоящее время письма на фронт и с фронта в тыл доставляются крайне медленно. Почтовая корреспонденция, идущая на фронт, подвергается многократной перегрузке в пути. Она выгружается для проверки органами военной цензуры в одних пунктах следования, а для сортировки и распределения по фронтам и соединениям – в других пунктах следования. Нередко письма, чтобы пройти проверку военной цензуры, двигаются в обратном направлении от фронта».

Для ускорения продвижения печати и корреспонденции на фронт ЦК ВКП(б) постановляет:

«1. Поручить Народному Комиссариату связи и Народному Комиссариату обороны Союза ССР не позднее 10 октября 1941 года дополнительно развернуть и ввести в действие военно-почтовые сортировочные пункты в следующих городах: Вологда, Горький, Киров, Саратов, Сталинград, Чкалов, Свердловск, Челябинск, Новосибирск, Иркутск, Казань, Ташкент, Семипалатинск». (Это первый перечень ВПСП, недавно появившийся в открытой печати, но практически неизвестный собирателям полевой почты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) Для филателистов это наиболее интересные сведения. (Прим. авт.).

«3. Установить, что проверка военной цензуры всей почтовой корреспонденции, идущей на фронт, должна производиться непосредственно и только при военно-почтовых сортировочных пунктах, а почтовая корреспонденция, идущая с фронта в тыл страны, - при военно-почтовых базах армий. (Здесь необходимо отметить, что в некоторых случаях на воинских почтовых отправлениях отсутствуют календарные штемпеля ВПСП или ВПБ, но после этого распоряжения по штампу военной цензуры, его числителю (цифрой или литерой) можно точно сказать, в каких ВПСП или ВПБ происходила сортировка этих почтовых отправлений. Это подтвердилось проведенными автором исследованиями воинских почтовых отправлений, имеющих календарные штемпеля ВПСП или ВПБ и штампы военной цензуры (рис. 11а, 116, 11в).

Рис. 11 (11а, 11б, 11в)

Несколько обособленно в этот период времени стояли почтовые отправления из Военно-Морского флота, в штампе военной цензуры (в числителе) которых стоял номер военно-морской почты (рис. 12).

Рис. 12

«Обязать органы военной цензуры производить проверку корреспонденции, идущей в действующую красную Армию, не свыше 24 часов».

4. Обязать Народный Комиссариат связи обеспечить отправку из военно-почтовых сортировочных пунктов корреспонденции в действующую Красную Армию с первым отходящим поездом, не допуская ее задержки на следующий день.

5. Обязать Народный Комиссариат связи и комиссаров соединений и частей обеспечить, чтобы вся поступающая в полевые почтовые станции корреспонденция отправлялась в части и соединения в день получения, а в самой части была бы немедленно доставлена бойцам и командирам.

6. Ввиду особенно плохого обслуживания почтовой корреспонденции северокавказских дивизий, авиадивизий и танковых бригад обязать т. Пересыпкина создать при всех этих и равных им соединениях полевые почтовые станции с сокращенным штатом обслуживающего персонала...»

Другой правительственной телеграммой от 7 октября 1941 г. наряду с общими положениями конкретизируется направление воинской корреспонденции: «Почтовые отправления в адрес действующей Красной Армии и Военно-Морского флота с 11 октября 1941 г. направлять следующим порядком:

1. Письменную корреспонденцию в действующую Красную Армию... в военно-сортировочные пункты.

2. Письменную корреспонденцию B адрес Черноморского флота - Ростов-на-Дону, военно-почтовый сортировочный пункт, Северный и Балтийский флота - Ярославль, военно-почтовый сортировочный пункт, Тихоокеанский флот и Амурская флотилия - Хабаровск, военно-почтовый сортировочный пункт.

3. Почтовые отправления в адрес Хабаровска, Читы и Ашхабада с указанием номера полевых почтовых станций и почтовых ящиков направлять соответственно на Хабаровск, Читу - военно-почтовый сортировочный пункт и Ашхабад - военно-почтовая база.

Вся письменная корреспонденция в адрес действующей Красной Армии и Военно-Морского флота всеми предприятиями связи должна выделяться отдельно от общей корреспонденции и немедленно направляться исключительно в военно-полевые сортировочные пункты, указанные в данной телеграмме. Проверка корреспонденции, идущей в действующую Красную Армию и Военно-Морской флот, органами военной цензуры производится только на военно-почтовых сортировочных пунктах, минуя другие пункты военной цензуры. Все ранее отданные распоряжения о порядке и плане направления корреспонденции c адресом: действующая Красная Армия и Военно-Морской флот с 11 октября 1941 года отменяются. ПЕРЕСЫПКИН».

Последующие приказы НКсвязи исходили из решений и постановлений Государственного Комитета Обороны от 20 августа и 18 ноября 1941 г. и ЦК ВКП(б) от 4 октября 1941 г. по улучшению и ускорению доставки корреспонденции на фронт и в тыл страны. Следующие Приказы НКС №625 от 20 ноября и НКПС №644ц от 22 ноября 1941 г. будут интересны и филателистам, собирающим железнодорожную тематику. В них говорилось: «Во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны №ГКО-911 от 18 ноября 1941 г. по улучшению доставки периодической печати, посылок и почтовой корреспонденции на фронт и в тыл страны, приказываю:

1. Центральному управлению почтовой связи НКС и НКПС с 25 ноября 1941 г. организовать перевозку почт в соответствии с новым утвержденным (НКПС) графиком движения поездов, используя для этого:

a. 8 почтово-пассажирских поездов в направлениях:

№№ поездов

Сообщение (маршрут следования)

Дни курсирования

Кол-во вагонов для почты

1

2

3

4

Кавказское направление

13/14

Москва – Тбилиси – (через Павелец – Мичуринск – Грязи – Сталинград – Тихорецкая – Баку)

1 раз в 3 дня

1 почтовый

1 товарный

Средне-Азиатское направление

21/22

Москва – Ташкент (через Рязань – Ряжск – Пенза – Кинель – Оренбург – Арысь)

через день

1 почтовый

1 товарный

-”-

Москва – Алма-Ата (то же)

через день

1 почтовый

1 товарный

Саратовское направление

27/28

Москва – Саратов (через Павелец – Мичуринск – Ртищево)

1 раз в 3 дня

1 почтовый

1 товарный

Дальневосточное направление

3/4

Москва – Владивосток (через Данилов – Буй – Свердловск – Вагай – Омск)

4 раза в неделю

1 почтовый

1 товарный

-”-

Москва – Новосибирск (то же)

3 раза в неделю

1 почтовый

1 товарный

Уральское направление

19/20

Москва – Свердловск (через Куровская – Казань)

через день

1 почтовый

1 товарный

23/24

Рязань – Челябинск (через Рузаевка – Инза – Бугульма – Уфа)

через день

1 почтовый

Горьковское направление

7/8

Москва – Горький (через Владимир – Ковров)

через день

1 почтовый

В разных направлениях

43/44

Горький – Рузаевка (через Арзамас – Красный узел)

через день

1 почтовый

1 товарный

б. Прицепку почтовых вагонов и приспособленных товарных вагонов к 15 воинско-товарно-пассажирским поездам по маршрутам:

Тип поезда

Сообщение (маршрут следования)

Дни курсирования

Кол-во вагонов для почты

1

2

3

4

Северное направление

воинский

Вологда – Архангельск

через день

2 почтовых

воинский

Бабаево – Вологда

1 раз в 3 дня

1 почтовый

1 товарный

воинский

Москва – Санково

через день

1 почтовый

1 товарный

воинский

Москва – Вологда

ежедневно

2 почтовых

Горьковское направление

воинский

Москва – Горький

через день

1 почтовый

Уральское направление

воинский

Москва – Казань

через день

1 почтовый

Средне-Азиатское направление

воинский

Москва – Куйбышев (через Рязань – Рузаевка – Инза)

через день

1 почтовый

Кавказское направление

воинский

Москва – Воронеж (через Ожерелье ― Павелец)

через день

1 почтовый

воинский

Сталинград – Тихорецкая (через Сальск)

ежеквартально

1 почтовый

воинский

Ростов – Баку (через Минеральные Воды – Беслан) (рис. 10)

ежеквартально

1 почтовый

воинский

Ростов (через Рязань – Мичуринск – Лиски – Миллерово – Лихая)

ежеквартально

1 почтовый

1 товарный

Саратовское направление

воинский

Москва – Ртищево (через Рязань – Мичуринск – Тамбов)

1 раз в 3 дня

1 почтовый

В разных направлениях

воинский

Лиски – Рузаевка (через Поворино – Ртищево – Пенза)

через день

1 почтовый

1 товарный

воинский

Елец – Сталинград (через Грязи – Поворино)

через день

1 почтовый

воинский

Лихая – Сталинград (через Грязи – Поворино)

ежедневно

1 почтовый

в. Проходящие эшелоны и местные поезда для прицепки почтовых и специально приспособленных товарных вагонов и купе в классных вагонах любого поезда. Для чего НКПС выделить 300 крытых четырехосных вагонов».

В следующем приказе НКС №641 от 7 декабря 1941 г. «О дополнительных мероприятиях по улучшению почтовой связи и военно-полевой почты» говорилось, что в Наркомат связи продолжает поступать поток жалоб из действующей Красной Армии от бойцов, командиров и воинских соединений, а также от населения, свидетельствующий об исключительно неудовлетворительной работе органов почтовой связи и военно-полевой почты.

В связи с этим предписывалось:

«1. Начальникам областных управлений НКС, по получении настоящего приказа, в трехдневный срок организовать проверку работы... ВПСП по выполнению постановлений правительства о работе почты...

3. Установить телеграфные оперативные донесения о продвижении почтовой корреспонденции согласно Прилагаемого списка с указанием: ... первое - количество поступившей за сутки на узел корреспонденции..., второе - количество необработанной корреспонденции, третье - количество не отправленной на север, юг, запад, восток.

4. Установить должность диспетчера ВПСП, прикомандировав его к узловому диспетчеру Центрального управления почтовой связи…

5. Обязать начальников областных управлений НКС, районных контор НКС, железнодорожных отделений и ВПСП обеспечить отправление почт по железной дороге, не только с установленным графиком движения поездов, но и с каждым проходящим поездом (маршрутные поезда, прицепление дополнительного вагона, выделение купе, подсадка нарочного на проходящие специальные поезда от начального пункта ВПСП до конечного фронта)».

Особо интересным для собирателей полевой почты является прилагаемый к приказу список мест расположения военно-почтовых сортировочных пунктов (ВПСП), обнаруженный автором в результате поиска и предлагаемый собирателям: «Ярославль, Вологда, Киров, Свердловск, Казань, Пенза, Баку, Саратов, Сталинград, Горький, Тбилиси, Москва, Ленинград, Рузаевка, Кавказская, Новосибирск, Якутск, Куйбышев, Челябинск, Чита, Семипалатинск, Чкалов, Хабаровск, Ташкент».

Последний известный автору порядковый номер ВПСП периода 1941-1945 гг.- 43 (рис. 13), т.е. можно сделать предположение, что за весь период войны их было не более 43, другое дело, что в разное время одни и те же номера ВПСП могли относиться к разным фронтам или местам расположения в тылу.

В. ПАНТЮХИН

ЛИТЕРАТУРА

  • РГАЭ, ф. 3527, оп. 4, д. 1188, л. 15.
  • «Вестник связи», 1941, №9, с. 5, №11, c. 10.
  • «Вестник связи», 1942, №3, с. 5.
  • РГАЭ, ф. 3527, оп. 4, д. 1217, л. 157.
  • ЦПА ИМЛ, ф. 17, оп. 59, д. 434, на трёх листах. (Впервые опубликовано в журнале «Вопросы истории КПСС», 1984, No 8, с. 5-6).
  • РГАЭ, ф. 3527, оп. 4, д. 1217, л. 225.
  • РГАЭ, ф. 3527, оп. 4, д. 1197, л. 48-52.
  • РГАЭ, ф. 3527, оп. 4, д. 1188, л. 392-393.
  • РГАЭ, ф. 3527, оп. 4, д. 1197, л. 155-164.

Статья из журнала «Филателия» №4, 5, 7 (1995).
Автор: Пантюхин Владимир Александрович

Распознавание и вёрстка: Борис Изюмов bdi@boevayaslava.ru, Михаил Галушкин mmg@boevayaslava.ru