Первоисточник: Емельянова Н.Н. «Фронтовые будни»

Надежда Николаевна Емельянова родилась в 1921 г. Член КПСС с 1943 г. На фронте была заместителем командира санитарной роты 308-й стрелковой дивизии. Награждена орденом Красной Звезды и двумя медалями.
В настоящее время [1963 г.] учительница Калачинской средней школы № 2.
Фрагмент сайта RETROMAP: 1928 Административная карта Омского округа

В мае 1942 года я пришла в 347-й стрелковый полк 308-й дивизии. Вместе со мной в этом полку были мои землячки Рая Фоменкова [Фоменкова Раиса Степановна (1924)], Катя Кривошеева [Кривошеева Екатерина Семеновна (1924), найдена страница на mypolk.ru], Валя Воробьева [Воробьева Валентина Васильевна (1920)]. Много было девушек из сел Сорочино, Ясная Поляна, Тургеневка и других.

Мухина (Фоменкова) Раиса Степановна (фото на сайте Калачинского историко-краеведческого музея)
Кривошеева Екатерина Семеновна (фото на Краеведческом портале Калачинского района)
Ветераны 308-й (Гуртьевской) стрелковой дивизии 347-го (Калачинского) стрелкового полка 09.05.1975 г. Лысенко Надежда Калиновна, Емельянова Надежда Николаевна, Воробьева Валентина Васильевна, Максимов Антон Иванович, Посылкина Анна Денисовна, Мухина Раиса Степановна, Посылкин Павел Павлович, Сычугов Евдоким Герасимович, Сотников Николай Петрович (фото на сайте Калачинского историко-краеведческого музея)

Вскоре мы отправились ближе к фронту, где продолжалось обучение личного состава. Все девушки очень серьезно относились к военному обучению. Наравне с солдатами-мужчинами рыли окопы, делали укрытия для раненых, ходили в походы; тяжело было, но мы не унывали и находили время для веселья и шуток. Помню, немало у нас в роте посмеялись над моим обмундированием. Получила я его, надела и пошла к старшине докладывать. Взглянул он на меня, всплеснул руками и сквозь сдерживаемый смех сказал:

— Что я с вами буду делать? Где я для вас достану обмундирование?

Дело в том, что ростом я маленькая. Брюки на мне висят гармошкой, гимнастерка по колено, рукава болтаются. Девушки окружили меня, смеются, все дают советы.

В конце августа нас направили на фронт. Никогда не забуду сентябрь 1942 года, бои под Котлубанью. Немецкая авиация в эти дни особенно злобствовала, да и бои шли жестокие. Погиб командир полка майор Барковский [Барковский Павел Филиппович (1905), найдена страница на mypolk.ru], поднявший в атаку полк. Принесли тяжелораненого офицера Ткачева, был ранен политрук противотанковой батареи Дергачев [Деркачев Иван Петрович (1913)] и другие.

Барковский Павел Филиппович (фото в блоге «История в фотографиях», раздел «308-я Стрелковая «Гуртьевская" дивизия в лицах»)

Здание, в котором мы находились, содрогалось от разрыва бомб, вывалились в одном углу кирпичи. Но Рая Фоменкова, Катя Кривошеева, Катя Овчинникова  [Овчинникова Екатерина Максимовна (1924)] не отходили от раненых. Я была у носилок, на которых лежал раненый в грудь Ткачев.

Как только на некоторое время затихла немецкая авиация, мы быстро поставили на подводу носилки с Ткачевым и посадили Дергачева. Мне было приказано доставить их в медсанбат. Дорога, по которой мы ехали, походила на кладбище лошадей, исковерканных повозок, разбитых машин.

До медсанбата добрались благополучно, но на обратном пути попали под бомбежку. Бомбы разрывались по ту и другую стороны дороги. Осколок пролетел мимо моей головы, другой ударился в повозку, отщепив край. Вынуждены были остановиться и залечь в воронке.

Только отошли самолеты, мы опять поехали, а через несколько минут — снова в укрытие. И так всю дорогу. До санроты добрались через день. Во время бомбежки погибли Галя Шейхудинова [Шайхутдинова Ралима (Галина) Гайфувдиновна (1923)] из Калачинска и Нина Иванова из Омска.

2 октября мы уже были на месте. Через Волгу переправились благополучно. Но только сошли на берег, начался минометный обстрел. Едва я успела забежать в ближайший блиндаж, как рядом разорвалась мина. Сверху посыпалось, стало совсем темно. Когда пыль осела, я увидела в углу сидящего человека, зажавшего рукой голову. Это был командир нашего санвзвода Сергей Ратанов [Ротанов Сергей Филиппович (1918)]. Обломившейся доской его стукнуло по голове.

Ротанов Сергей Филиппович (фото на портале «Память народа»)

Потом мне не раз под беспрерывным обстрелом приходилось переправлять через Волгу раненых на катерах и по пешеходным мостикам.

В боях в городе тяжело ранена была Лида Шелепова, погибла моя подруга Нина Дриго [Дрига Нина Мефодьевна (1924)]. Во время одной из атак немцы окружили дом, где находились несколько наших девушек и раненые. Дом был охвачен пламенем, надежды не было. Немцы предложили сдаться, но Нина Дриго с товарищами предпочли смерть плену.

Дрига Нина Мефодьевна (фото на сайте Калачинского историко-краеведческого музея)

12 октября 1942 года — самый памятный день в моей жизни, меня приняли кандидатом в члены КПСС. Парткомиссия заседала в подвале одного дома, в котором оборонялись наши бойцы. Я очень волновалась. Мне все время казалось, что не примут, что я еще очень мало сделала, чтобы быть в рядах коммунистической партии.

Фрагмент журнала боевых действий 308 сд за 12.10.1942 г. (на портале «Память народа»)

Когда члены парткомиссии проголосовали и мне объявили, что я принята, я долго не могла прийти в себя от радости и счастья.

Июль 1943 года. Дивизия снова вступила в бой. Наш полк вел бои на реке Зуше.

Жестокий бой был за село Суворово. Однажды, во время. боя, пошли немецкие «тигры». Они вышли по направлению, где залегла рота автоматчиков нашего полка под командованием Виноградова [Виноградов Иван Васильевич (1902)].

Мужественно бились автоматчики. Они забрасывали танки связками гранат. В этом бою погибли командир роты Виноградов, командир взвода Николай Кондратьев [Кондратьев Николай Иванович (1924)]. Автоматчики не пропустили врага.  

В третьем батальоне нашего полка была ранена Валя Елатанцева [Елатонцева Валентина Ивановна (1924)], и меня направили туда. С батальоном я дошла до Орла.

Как сейчас помню 3 августа, стояла жара. Я, командир батареи Левченко и связной находились в воронке. Немного впереди в окопе сидели бойцы с противотанковыми ружьями. Немецкие танки били так, что нельзя было поднять голову.

Загорелась копешка сена. Загоревшаяся верхушка свалилась в окоп. В окопе вместе с бойцами находилась санитарка, которую прислали незадолго до этого. Девушка очень обожглась. Вынесла я ее из окопа, дотащила до воронки. Из плащ-палатки сделала укрытие от солнца.

После взятия Орла дивизия двинулась дальше на запад. Много было еще сражений.


Очерк из книги «Омичи в боях за Родину: Воспоминания участников Великой Отечественной войны» (ред. Д.М. Щукин) 1963 г.

Распознавание, верстка, подбор иллюстраций: Михаил Галушкин mmg@boevayaslava.ru