Команде проекта «Боевая слава» удалось в рамках направления «Волонтеров Победы» «Моя история» восстановить судьбу пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны рядового Владимира Александровича Шишкина. Искали его сначала в Карелии, затем в Волгоградской области, а нашли на Украине. Помогли в этом оставшиеся у родственников фронтовые письма, документы на портале «Память народа», общедоступная справочная информация, а также множество неравнодушных людей.

Дело развивалось так. В декабре 2021 г. с запросом на поиск к «Волонтерам Победы» обратилась внучка героя – Юлия Францева. По письмам и справочнику полевых почт удалось установить, что с октября по декабрь 1943 г. Шишкин Владимир Александрович (1925-1944), призванный в Горьковской области, служил в 10 гвардейской воздушно-десантной бригаде, а в феврале 1944 г. – в 301 гвардейском стрелковом полку 100 гвардейской стрелковой дивизии (бригада была переформирована в стрелковый полк). Впоследствии в июне-июле 1944 г. дивизия была направлена на Карельский фронт, где и отличилась в ходе Свирско-Петрозаводской операции. Потому так и сложилось, что именно в Карелии искали родственники своего пропавшего без вести героя, зная о том, что пропал он 7 июля 1944 г. (ровно 78 лет назад). По журналу боевых действий полка удалось установить населенные пункты, где проходили ожесточенные бои в эту дату, был сделан запрос к поисковикам Карелии (Нина Столепова) – к сожалению, дополнительной информации не нашлось. Это также противоречило сохранившейся в семье информации, что герой погиб при взятии некоей высоты, на юге.

Шишкин Владимир Александрович (1925-1944), фото из семейного архива

Чередой удивительных совпадений – после проработки волгоградскими «Волонтерами Победы» и поисковиками (Лидия Осокина, Светлана Кириллова, Алексей Бабичев) поисковая задача в марте 2022 г. оказалась у активистов проекта «Боевая слава» (Борис Изюмов, Михаил Галушкин). Зацепкой выступила тема Карельского фронта на мартовском вебинаре «Боевой славы» по анализу фронтовых писем. Далее такие же счастливые совпадения привели к долгожданной разгадке.

Маленькая непримечательная деталь – совсем недавно появившееся на портале «Память народа» извещение о потерях от 1944 г. – перевернуло всю предыдущую известную родственникам историю. Дело в том, что сама похоронка в семье не сохранилась, на руках была только копия, выписанная позднее. Оригинальный же документ появился на портале благодаря работе актива Нижегородского проекта «Военкомат» (Алексей Меркурьев, Михаил Болоничев). Само по себе это событие уникальное, когда подобные оцифрованные документы загружаются не по архивным материалам ЦАМО, а по данным местных военных комиссариатов, что существенно помогает семьям в их поисках.

Сюрпризом для родственников стало то, что герой пропал без вести, находясь в 179 отдельной армейской штрафной роте. Это выяснилось по итогам уточнения полевой почты, откуда было направлено извещение. Информацию подтвердили и неравнодушные сотрудники Дзержинского районного военкомата: когда подняли извещение из архива, на его обратной стороне оказался адрес родителей героя.

Фото извещений о гибели Шишкина В.А. 

Дальнейший анализ известной даты «7 июля 1944 г.» по документам портала «Память народа» в контексте информации о сослуживцах Владимира Александровича, погибших в этот день, позволил разобраться, что воевал он тогда в составе 13 армии 1 Украинского фронта: в ходе Львовско-Сандомирской операции армейская штрафная рота была придана 335 гвардейскому стрелковому полку 117 гвардейской стрелковой дивизии, а в этот день штрафрота входила в «силовую разведку сводного батальона». На портале доступны журналы боевых действий полка, дивизии и армии, а также отчетные карты этого периода. Таким образом, место гибели было установлено: высота 294 восточнее Сталашка, а место захоронения неопознанного героя – предположительно село Дранча Русска (ныне – село Дружба Ровенской области Украины).

Фрагмент портала "Память народа": отчетная карта 13 А с 20.00 1.7.44 г. по 20.00 12.7.44 г.

Найденная информация подтвердилась мае-июне 2022 г. по итогам изучения документов в ЦАМО. Энтузиазм, заинтересованность и настойчивость внучки героя Юлии позволили поставить если не точку, то запятую в вопросе поиска судьбы Владимира Александровича. Архивные документы 301 гвардейского стрелкового полка содержат отметки, что он был отправлен в штрафную роту (фрагмент документа - в заголовке статьи). К сожалению, причины пока семье по-прежнему неизвестны: документы либо утрачены, либо остаются засекреченными.

Особого внимания заслуживает и история друга нашего героя, судьба которого также прослеживается по письмам Шишкина – Лутцев Владимир Александрович (1925-1944). Линии жизни их во многом схожи. Ровесник (одноклассник?), земляк и дважды сосед – по улице в Володарске (ст. Сейма) и по расположению части в 1943 г. в Подмосковье – погиб он в Молдавии 11 мая 1944 г., находясь в составе 206 отдельной штрафной (!) роты. Надеемся на то, что статью смогут прочитать родственники – и две сюжетные линии 19-летних друзей, погибших штрафниками, смогут наконец-то воссоединиться. А пока документы по Лутцеву остаются для волонтеров недоступными.



По итогам решения задачи командой проекта «Боевая слава» наработан уникальный опыт поиска, выпущены два подробных обучающих вебинара с родственниками и волонтерами, которые доступны на канале проекта. А сегодня эта методика помогает находить и других пропавших без вести – вышел уже новый вебинар о другом герое.

Юлия Францева, внучка героя, по итогам второго вебинара: «Буря эмоций, сложно описать весь спектр. Теперь осталось выяснить обстоятельства, при которых он попал в штрафную роту. Мама моя – родная племянница Владимира – очень была удивлена тем, что он оказался в штрафной роте – по рассказам ее мамы и мамы моего папы, с которой Володя сидел за одной партой, тот был очень скромным и стеснительным парнем. Поэтому для нас очень важно понять – что же такого могло произойти, почему он оказался совсем в другой части.”

Эта история, связавшая многих заинтересованных лиц в различных регионах, открывает огромные перспективы для пропавших без вести героев быть найденными. Волонтеры выражают слова признательность за помощь всем участникам и будут благодарны за любой посильный вклад в решении последнего вопроса, оставшегося в семье героя.