Летчики района Дебальцевского рейда 7 гв. кк #3: штурмовики Ил-2, истребитель Як-7 и парашютисты

(см. 1-ю часть истории про У-2 и 2-ю часть про сброс грузов с Ли-2)

Ил-2 – советский штурмовик времён Второй мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством авиаконструктора Сергея Ильюшина

Суточное потребление кавалерийским корпусом боеприпасов, горюче-смазочных материалов (гсм), медикаментов, продуктов питания и фуража в начале-середине февраля 1943 г. доходило до 100 тонн. После тяжелейших боев в окружении и потерь оно сократилось, но все также оставалось критически необходимым, учитывая, что тылы корпуса остались в сотне километров от линии фронта. И, если обеспечение продовольствием хоть как-то решалось за счет трофеев и местного населения, то проблема с нехваткой или даже отсутствием топлива и боеприпасов не решалась вообще. Командование ЮЗФ пыталось обеспечить «воздушный мост» с 7-м гв. кавкорпусом, в том числе, и за счет штурмовой авиации.

В письмах и рукописях (1958-1967 гг.), составленных исследователем Дебальцевского рейда 7-го гв. кавкорпуса гв. полковником М.П. Бондаренко, прослеживается работа по увековечению памяти о летчиках 843-го штурмового авиаполка 267-й штурмовой авиадивизии 1-го Смешанного авиакорпуса 17-й Воздушной армии (843 шап 267 шад 1 сак 17 ВА).

1963 г., В.С. Еремеева (местная жительница п. Ивановка) – М.П. Бондаренко:

«В своем письме от 13.1.63 Вы спрашивали о сбитом нашем самолете, появившемся из Красной Поляны. Вот, что удалось установить. Подбит самолет (по словам самого летчика) над шахтой 10-10 бис и в западной стороне Ивановки упал. Не дотянув до линии фронта км 7, летчики спустились на парашютах. Один был взят в плен полицаями. Приведен в штаб, стоявший на ул. Первомайской, где с него содрали всю одежду и обувь. Держался он смело. На вопрос женщин, которые были поблизости «Откуда и кто ты», он не ответил, а только сказал: «Ничего, мамаши. Я все равно убегу, мне не первый раз, уже приходилось». Там же, напротив штаба жил какой-то полковник, и на допрос привели летчика к нему на дом. В кухне в это время находилась хозяйка этого дома, топила печь, ей помогал адъютант полковника. На вопрос летчик ответил, что он сбился с курса, заблудился, а больше всего молчал. Его увели, что было с ним дальше, кто он, никто не знает.
Второй летчик, по рассказам женщины, живущей на западной окраине пос.,- Матвиенко Анны, вскочил к ней в комнату в комбинезоне, но босой, попросил обуться. Она дала ему ботинки, затем он спросил: «кто здесь, много ли немцев?», сказав при этом, что подбили его над шахтой 10-10 бис. Глянув в окно на улицу и увидев, что со всех сторон двинутся немцы и полицаи, сказал, что будет отстреливаться в хате, но потом, посмотрев на детей, быстро выскочил со двора, где его окружили, и он застрелился, не давшись им живым в руки. Похоронили его в саду у этой женщины, затем после освобождения перенесли в братскую могилу в парк поселка. Кто он, неизвестно. Это произошло 21-го февраля между 11-12 ч. дня. Так рассказывают об этом женщины Романенко М.Я. и Матвиенко А.И.»

2 октября 1964 г.  М.П. Бондаренко – А.С. Мезере:

«Самолет подбили над шахтой 10-10 бис. Упал на юго-западной окраине Ивановки, после падения произошел взрыв. Два летчика выбросились на парашютах, они приземлились на этой же окраине. Один летчик заскочил в дом Матвиенко Анны Сергеевны (ул. Кирова, 11), решил в доме через окно отстреливаться, но увидел маленьких детей у хозяйки, выскочил во двор, тут уже были полицаи и немцы, и он застрелил себя. Похоронили летчика в саду этой Матвиенко. Второго летчика полицаи успели схватить в момент его приземления. Привели в штаб, расположенный по ул. Первомайской. В штабе сорвали с него всю верхнюю одежду и обувь. Держался он смело. Во дворе штаба работали местные жительницы, спросили его – кто он и откуда, но он ничего не ответил. Одна из женщин заплакала, тогда он сказал: «Ничего мамаша, не первый раз к ним попадать. Все равно я убегу». Против штаба жил какой-то немецкий полковник (оберст), и на допрос к нему водили летчика. Этот летчик сидел и в доме жительницы Романенко М.Я. (Первомайская, 12). От Романенко водили на допрос в комендатуру. В доме, где была немецкая кухня (хозяйка дома Носко Мария Власовна, ул. Октябрьская, 43), допрашивали также. После одного допроса Носко М.В. посмотрела на этого летчика, он весь был избит, лицо синее. Тогда летчик спросил: «Что хозяйка, не узнаешь, это я – Николай и назвал свою фамилию, но она была длинная и Носко забыла ее. Первый раз, как его привели к М.В. Носко раздетого, он успел бросить в горящую печку маленькую книжечку. Носко и ее сосед дали летчику кое-что из одежды и обуви, и он оделся. Впоследствии летчика связанного отвезли на машине в Красный Луч, и о его дальнейшей судьбе ничего не известно».

11 июня 1966 г. М.П. Бондаренко – М.Д. Борисову:

«Архив Подольска ответил на мое письмо. Ответ Архива №14222/6250 от 24 августа 1964 г., отдел второй. В этом письме говорится, что за период 15-21 февраля 1943 года в р-не Ворошиловград-Дебальцево действовали самолеты 1-го смешанного авиационного корпуса 17-ой воздушной армии. Для бомбардировки нем[ецких] аэродромов летали и самолеты авиации дальнего действия.
Выдержка: «В отчете о боевых действиях 1 САК за февраль 1943 год значится: «…Кроме перечисленных задач, части 1 САК выбросили 3 тонны боеприпасов для окруженного 7 гв. кавкорпуса». Основание: оп.6518, д.197, л.26.
В оперативной сводке 1 смешанного авиакорпуса от 17.2.43г. значится: «1 САК в течении дня 17.2.43 вел разведку войск п[ротивни]ка в р-не Дебальцево, Чернухино, Мало-Ивановка. Находился для прикрытия наземных войск 3-ей гвардейской армии в р-не Софиевки, Чернухино, для штурмовых действий по войскам противника в р-не Мало-Ивановки, Дебальцево, ст. Баронская и для сбрасывания боеприпасов в р-не Чернухино для частей 7 гв. кавкорпуса. Технический состав подготавливал приспособления для транспортировки и сбрасывания артиллерийских снарядов на самолете Ил-2, в первой половине дня из-за плохих метеоусловий части корпуса боевой работы не проводили. Во второй половине дня производили сбрасывания боеприпасов для частей 7 гв кк на северо-восточной окр. Чернухино». Основание: оп. 32123с, д.6, л.56
Начальник 2-го отдела
Архива МО СССР                            полковник Добровольский
Научный сотрудник                         Каменова»
Я до сих пор не могу понять содержание этого документа, хотя уже прошло два года как он у меня. 17 февраля вторая половина, сбрасывали на окр. Чернухино. Мы бы все это видели – видно. И дальше прикрывали нас в р-не Чернухино. Наверное, врут, как Вы думаете? Ил-2 это штурмовики, они должны были быть приспособлены для переброски грузов, ящики со снарядами, в люках для авиабомб. Сбрасывание производится на бреющем полете с высоты 50 м без парашютов. Вот они и подготавливались, как это говорится в их сводке. Во всяком случае по свидетельству жителей Чернухино и других окруж[ающих] поселков, они видели своими глазами, как после нашего ухода на парашютах сбрасывали грузы и пять парашютистов.

19 мая 1967 г. М.П. Бондаренко – директору института истории партии ЦК КП Украины – филиала института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС тов. И.Д. Назаренко (№ 8/990):

«В политдонесении начальника политотдела 267-й штурмовой авиадивизии от 23.2.43 года значится: «…Во время выполнения боевого задания четверкой ИЛ-2 843 ШАП (штурмовой авиаполк) 17.2.43 г. по сбрасыванию боеприпасов 7ГКК, эта четверка была атакована тремя истребителями пр-ка «Ме-109» и вступила с ними в бой. В воздушном бою пилотом сержантом Афанасьевым Василием Николаевичем – канд. ВКП(б) сбит один истребитель противника, который упал в районе Адрианополь – Чернухино, второй истребитель подбит пилотом сержантом Луговых Михаилом Семеновичем (1921 - 06.03.1943), канд. ВКП(б). С выполнения этого задания не вернулся до сих пор экипаж пилота ст. сержанта Серобаба Николая Андреевича, канд. ВКП(б), по докладу возвратившихся экипажей самолет Серобаба был подожжен в воздушном бою истребителями пр-ка, место посадки не установлено.
При выполнении этого задания отличились все экипажи участвовавшие в нем: пилот сержант Луговых М.С., канд. ВКП(б), пилот ст. сержант Тухланов Александр Григорьевич, член ВЛКСМ, пилот сержант Афанасьев В.Н., канд. ВКП(б), ведя воздушный бой сбили один самолет пр-ка и один подбили, два экипажа успешно сбросили боеприпасы по назначению.»
Основание: опись 32118с, д.4, л.69.
В списке безвозвратных потерь личного состава частей 267-й шад (штурмовая авиадивизия) значится: «4. Серобаба Николай Андреевич, ст. сержант, пилот 843 шап, родился в 1921 г. гор. Краматорск, канд. ВКП(б) с 1942 г., членский билет № 4495832. Призван Краматорским РВК, Сталинской области. 17.2.43 г. не вернулся с боевого задания. Погиб в р-не Ворошиловграда. Адрес родственников: гор. Краматорск, Сталинской области, Шлакова гора, дом № 48, кв.2. отец Серобаба Андрей Данилович.»
Основание: опись 272980с, д.3, л.84».

История, рассказанная полковнику Бондаренко местными жителями п. Ивановка, выстраивается в предположение о том, что сбитый над шахтой 10-10 бис самолет мог вести экипаж, командиром которого являлся ст. сержант 843 шап 1 сак –  Серобаба Николай Андреевич. Подтверждением этой версии являются «Сведения о безвозвратных потерях личного состава … частей 17 ВА и 1 САК за период с 1 по 31 марта 1943 г. от 8 апреля 1943 г.", в которых «не вернувшимся с боевого задания, погибшим в р-не Ворошиловграда 17.2.1943 г.» является Серобаба Н.А. Однако местные жители датой падения самолета называют 21-е февраля, что вполне может быть ошибочным. Дата 17 февраля вписывается в канву событий. В  этот день кавкорпус еще находился в п. Чернухино, но самолет совершил аварийную посадку в р-не п. Ивановка, который был занят врагом. В этом случае летчики и сбрасываемые ими грузы могли попасть в руки немцев, что и произошло на самом деле. Летчиком с именем Николай вполне мог быть Серобаба Николай Андреевич. К сожалению, имя второго члена экипажа остается неизвестным.

Парашютисты

Для сбора разведанных в тыл противника забрасывались группы парашютистов. Об одной из таких выбросок местные жители п. Чернухино помнили, так как все происходило на их глазах.  

3 августа 1958 г. Бондаренко М.П. – Борисову М.Д.:

«В ночь с 17 на 18 февраля 1943 по Вашему приказу корпус начал выходить из Чернухино… 18 февраля утром со стороны Дебальцево появились в Чернухино отдельные группы немцев в белых комбинезонах, а к концу первой половины дня подошли основные силы. Оставшихся конников (тяжелораненых) начали расстреливать. Во второй половине дня 18 февраля над Чернухино, свх. Демченко и Софиевкой появились наши самолеты и сбросили на парашютах продовольствие, боеприпасы. Одновременно с этим спустились и два парашютиста [трое были расстреляны немцами еще в воздухе]. Конечно, 18 февраля корпуса в Чернухино, свх. Демченко и Софиевке не было и все сброшенное досталось фрицам. Парашютистов забрали и расстреляли».

13 сентября 1962 г. Бондаренко М.П. – Борисову М.Д.:

«Теперь еще одна деталь, о которой я уже Вам писал в своих прошлых письмах, после своей поездки в 1958 летом в р-н рейда. Мне жители Софиевки, Чернухино, свх. Демченко (эти пункты представляют своим расположением подобие треугольника на вершинах и в удалении друг от друга до 5-6 км) рассказывали, что во второй половине дня после нашего ухода, в ночь с 18 на 19 февраля наши транспортные самолеты сбросили на площади этого треугольника грузы и парашютистов, двух парашютистов расстреляли в Чернухино, а грузы достались немцам. Вы мне тогда ответили, что это маловероятно. Краснов в этом году был в Чернухино, ему подтвердили этот факт жители, я же имею в настоящее время переписку с хозяевами дома, где с 13 по 17 февраля 1943 размещался штаб нашей дивизии [14-й гв. кавдивизии], не только они, но чуть ли не вся ул. Красных Партизан говорит об этом. Эти два парашютиста были расстреляны во дворе дома № 40 ул. Красных Партизан, хозяин дома Афонин Егор Дмитриевич потом закопал их после расстрела. В его доме их допрашивали. Случай очень важен, но где еще найти подтверждение официально, хотя я сейчас очень верю жителям этих трех населенных пунктов".
Фрагмент схемы "21 гкд. Положение 8 кавкорпуса к исходу дня 13.2.43". Автор – быв. начальник штаба 14-й гвардейской кавдивизии гв. полковник в отставке М.П. Бондаренко. На схеме отмечены места выброски грузов и парашютистов. Оригинал документа хранится в личном архиве семьи М.П. Бондаренко.

2 октября 1962 г. Бондаренко М.П. – Борисову М.Д.:

«Расстрелянных парашютистов в Чернухино при допросе немцы называли «партизанами». Обычно сбрасывание происходит ночью в глухой местности, а это сбрасывали днем, заведомо зная, что территория оккупирована пр-ком, значит, надеялись, что на этой территории еще находились свои войска. Может быть, забрасывали партизан, предполагая, что еще там находились мы. Или разведчиков для разведки глубокого тыла пр-ка».

15 января 1965 г. Бондаренко М.П. – Мезере А.С.:

«По Чернухино… Там после нас через 12 часов выбросили спецгруппу парашютистов (5 человек) и на парашютах нам грузы. Все досталось немцам. Парашютистов схватили, расстреляли и только в 1964 году 9 мая перезахоронили в братскую могилу. Кто такие эти парашютисты? А они были со своей рацией и, по-видимому, корпус должен был им помочь пробраться дальше вглубь к Днепру. Наверное, этих героев считают «без вести пропавшими» и родным так сообщили, а они похоронены в Чернухино, и родные могли бы приехать на могилу».

История с парашютистами так и осталась недосказанной. Полковнику Бондаренко не удалось выяснить имен этих людей и принадлежности их к воинскому подразделению. Не можем сделать этого и мы. Нужно отметить, что данный конкретный случай выброски группы на парашютах не был единичным. Парашютисты забрасывались и с целью разведки, и с целью выяснения месторасположения 7-го гв. кавкорпуса, о чем Бондаренко М.П. писала бывшая конница М.И. Игнатьева. В немецком плену Мария Ивановна встретилась с девушкой, как позже выяснилось, эта девушка специально была заброшена в тыл противника для поиска кавкорпуса. Письма Марии Игнатьевой читайте здесь.

Истребитель Як-7

Як-7 – советский одномоторный истребитель времён Великой Отечественной войны. Разработчик Александр Сергеевич Яковлев.

В районе Дебальцевского рейда 7-го гв. кавкорпуса аварийные посадки совершали самолеты, выполнявшие боевые задания и на Харьковском направлении. Один из таких примеров – истребитель Як-7, пилотируемый мл. лейтенантом 866-го истребительного авиаполка (866 иап 267 шад 1 САК 17 ВА) Денисенко Н.И., совершивший вынужденную посадку в р-не п. Городище (Перевальский р-н). Согласно Сведений о безвозвратных потерях личного состава… частей 17 ВА и 1 САК за период с 1 по 31 марта 1943 г. от 8 апреля 1943 г. №0258, мл. лейтенант Денисенко Н.И., пилот 866 иап 23.2.43 г. не вернулся с б/задания в р-не Краснограда».

Прим. ред.: в семье Гончаровых сохранилось фото Денисенко с петлицами старшего сержанта (три красных треугольника сливаются с просветом красного цвета, поэтому их легко перепутать с квадратами, если специально не всматриваться), а после 1941 года во всех наградных документах и списках безвозвратных потерь фигурирует звание младший лейтенант. Факт повышения в звании обусловлен тем, что после ускоренных курсов авиашколы и училища выпускали старших сержантов, и после нескольких боевых вылетов им присваивали офицерские звания.


История Дебальцевского рейда 7-го гв. кавкорпуса, собранная М.П. Бондаренко, хранит в себе множество деталей, фамилий и фактов, которые на первый взгляд не вписываются в цепочку событий. Однако при более глубоком рассмотрении, удивительно дополняют историю. Так случилось с летчиком мл. лейтенантом Денисенко, который, совершив аварийную посадку на оккупированной немцами территории, не попал в плен, а скрывался вместе с конниками в шахтах п. Городище. Об этом в своих письмах в 1963 г. написала Михаилу Порфирьевичу местная жительница п. Городище Алименко Л.Л.

Алименко Лидия Леонтьевна – местная жительница п. Городище (Перевальского р-на). В период оккупации была связной партизанского отряда им. Ворошилова (командир А.А. Пискунов).

Якобы летчик Денисенко вместе с конником Хлопковым несколько раз приходили к ней. Лидия Леонтьевна была связана с партизанским отрядом Пискунова Антона Ананьевича. Партизаны  выводили наших советских бойцов за линию фронта, а летчиков в первую очередь. Помогли они и Денисенко Николаю Ивановичу.

Исследователь Дебальцевского рейда 7-го гв. кавкорпуса М.П. Бондаренко искал летчика. Это видно из его писем.

29 ноября 1963 г. Бондаренко М.П. – Еремеевой В.С.:

«Жительница Мария Чеснова, пока отчество не знаю – летчик на самолете совершил посадку 19 февраля, нас уже не было в Чернухино. Сел он возле Городище т.к. не имел больше бензина и думал, что сел на территории, где советские войска, оказались немцы. Фамилия его Денисенко Николай Иванович. Должен скоро получить подробности».

28 декабря 1963 г. Бондаренко М.П. – Алименко Л.Л.:

«…передаю то, о чем мне сообщил Ростовский Областной военкомат: «На Ваше  письмо сообщаю, что Денисенко Николай Иванович погиб во время Великой Отечественной войны. Согласно данных пенсионного дела его отец [отчим] Гончаренко [прав. Гончаров] Степан Иванович проживает – Ростовская обл., М.-Курганский р-н, хутор Первый Криничный, колхоз «Новый путь». Не удивляйтесь неодинаковым фамилиям, наверное, у Денисенко Н.И. был с самого детства неродной отец, который его вырастил и вывел в люди, а теперь получает пенсию за погибшего сына Денисенко Н.И.»

Эта история неожиданно получила продолжение и в наши дни. В архиве Луганского краеведческого музея мы нашли фотографию летчика и справку из Матвеево-Курганского районного военного комиссариата Ростовской области от 15 февраля 1964 года № 89 на имя Гончаровой Любови Степановны (сестры летчика):

«С.П.В.У. 185. На Ваш запрос сообщаю, что Ваш брат Денисенко Николай Иванович умер после аварии самолета 9.8.43 года и похоронен на городском кладбище в г. Сватово Луганской области. Извещение получено из войсковой части 53893 26.9.43.
Военный комиссар подполковник Земцов» (Ф.1, Оп.22, Д. 100).

Подробности гибели лётчика мы нашли в «Книге умерших в ЭГ-271». Запись гласит: «Дата поступления в ЭГ - 7.08.43 г., диагноз - ранение головы, шок, перелом основания черепа и верхней челюсти, дата смерти - 9.8.43». Обстоятельства трагедии остаются неизвестными.

Послесловие

Архивные документы – письма, воспоминания, фотографии имеют огромную силу. Через десятки лет они способны изменить историю и сломать сложившиеся стереотипы. В нашем случае, например  о том, что авиация 3 гв.Армии ЮЗФ не оказывала помощь окруженному фашистами в районе ж/д ст. Дебальцево и п. Чернухино 7-му гв. кавалерийскому корпусу.

Все описанные в статье факты говорят о том, что эта помощь была организована. Но обстоятельства складывались не в пользу отчаянно сражающихся кавалеристов - все грузы доставались противнику. Виновны ли в этом - разведка, отсутствие связи или быстро меняющий свое месторасположение кавалерийский корпус? Все понемногу, так сложилось, а более всего сами события. Измотанные сталинградскими боями подразделения 3-й гв. армии, вклинившиеся в немецкую оборону в феврале 1943 г., просто не имели сил и возможностей гнать фашистов дальше на запад. До начала операции Освобождение Донбасса, когда враг окончательно будет изгнан из района Дебальцевского рейда 7-го гв. кавкорпуса, оставалось еще полгода.


Февраль 2024 г.

С.В. Трошина, Луганский краеведческий музей,

В.В. Мишняков, Поисковое движение Республики Башкортостан.